Красноярский семейный портал
20.06.2021

Традиции и смыслы праздника Троицы

ТРОИЦА В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА ПО ДАННЫМ ЭТНОГРАФИИ

Даниил КРАПЧУНОВ, и. о. директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат философских наук

Пятьдесят дней после Пасхи, восьмое воскресенье, рубеж между седьмой и восьмой седмицами (неделями) – праздник, церковное название которого - Пятидеся
тница или Сошествие Святого Духа на апостолов, народное название - Троица или Веношник, Венки

Начинался праздник в воскресенье и праздновался три дня (в честь каждого из Лиц Святой Троицы): «Троица - «Три дня сущные, нераздельные» или неделю (Зеленая, Троицкая, Клейчаная, Семицкая неделя) до отдания, Петровских заговин. Готовились к Троице с Семика. За три дня ходили в лес заламывать или завивать березу, сплетали между собой два деревца, концы веток берёзы, не отламывая их, сплетали. Ставили в доме три сосуда - в них по веточке любистика (три дня выстаивали, потом воду пили как лечебное средство. В троицкую (родительскую) субботу, под воскресенье, вечером все шли в храм. Тогда же в субботу до службы приносили ветки и траву для украшения храма, двора и дома. Иногда вся неделя перед Троицей называлась Святая, Руальная, Семицкая, Семиковая. Работать нельзя было.

В субботу перед Троицей нельзя было мыть полы, белить, стирать, даже купаться. Суббота - поминали родных. Шли на кладбище, ставили ветки на могилках, разбрасывали траву, ухаживали за могилами. Это называлось - «глаза у родителей прочищать», сравните с Новгородским «пахать очи предков».

После обеда в субботу или в саму Троицу до зари принимались за уборку (украшение) дома и церквей: хозяин шел в лес, в поле срезал, ломал, рубил молодые ветки или целые деревца липы, ореха, клена, дуба, тополя, ясеня, черноклена, грешника, вишни и даже ветки осины (последними отпугивали нечисть, привязывая вдоль забора). Принесенные ветки ставили в храме по обе стороны от царских врат, по обеим сторонам от каждой иконы затыкали. Дома их вешали на гвоздки, клали за иконы. Ими украшали ворота, дом, крыльцо дома: нарубят метелок, около домов понаставят, к стенам привяжут, на улице дома-то украшали. Часто украшение было в виде арки или по обе стороны от ворот, крыльца, окна. В доме на икону клали ветки. Ветки, которыми украшали дома, называли клэчины. Хату украшали веточками, расставляли у Боженьки и на окнах. У порога три ветки зарывали. Чеботками дуба, ветками березы все ставенки украшали. Все дома были, как цветники, а в святой угол ставят веточку осыки (осоки) или венки из освященной березы с травами и цветами. Освященные или сломанные ветки ставили (торнули) в могилки, по обе стороны креста (на саму Троицу или Духов день) на приходских погостах.

Собирали и приносили в храмы и в дома высокую траву («как костер»): чебор (чобор, чабрец) и полынь - очень пахучую траву; май, заря (любиста) мяту, «с метёлочкой». Разбрасывали ее по полу и на подоконниках. Ставили букетики из таких трав. В храме священник читал коленнопреклонные молитвы над пучком травы с цветами - снопом, стоящим посреди царских врат.

На этой траве детей и молодежь клали спать прямо на полу. Взрослые спали в сенях, молодые на сеновале. Свежая трава дает приятный аромат и этим самым изгоняет злых духов. Через три дня или через неделю (после отдания Пятидесятницы в субботу) все сжигается. Тогда остается только осыка, которую использовали при лечении. В других местах траву выметают и скармливают скотине, и тогда корова долго не будет болеть, в доме будет чисто. Троицкая трава вешалась в сенцах и висела до тех пор, пока не появится теленочек, и тогда отдавалась корове. Ее хранили - клали на потолок. Когда кто-нибудь умирал, эту траву клали ему в гроб, набивали "подушку". Эту траву заваривали во время болезни или ее настоями мыли голову, чтобы не болела. Если болел ребёнок, его ставили к ушаку, мерили рост, на метке делали дырку, туда вкладывали прядь волос ребёнка и вставляли кусок троицкой ветки. Детишек в этой траве запаренной купали, всегда от болезней помогало. Главное, что все это с верой делать.

ЛОКАЛЬНЫМИ НАЗВАНИЯМИ ТРОИЦЫ в Воронежской области были ВЕНОШНИК, ВЕНКИ.

Троицкий венок - самый узнаваемый, самый главный атрибут-признак Троицы. Венец (венок) – символ прославления и обожения всего человека, знак богатых даров, полученных христианами от Утешителя, образ победы и прославления за перенесенные в земной жизни страдания.

Завивать венки начинали еще в церкви во время коленопреклонных молитв (их читают на великой вечерне после полудня в сам день Троицы, в воскресенье) из травы, разбросанной на полу. Даже если веники завивали вне храма, их вместе с букетами травы и веток освящали в церкви во время тех же молитв и хранили как лекарство.

Плели венки, преимущественно, на Троицу или Семик, а на третий день расплетали. Вернувшись из храма, выходили на простор, в лес, на луга, в поля, в степь, к реке и начинали (продолжали) плести венки из цветов и травы, которую освятили в церкви или собирают тут же. А где леса не было рядом с селом, их плели в доме оговоренном заранее.

Вили, плели венки из березы, цветов, веток клена, травы: одуванчиков, цветов смородины, травы с колосками, ржи - по-особенному, как косу, из трех частей. Завивали и пели: «Белая кудрявая берёза», «Пойдём, девоньки, завивать веночки.», «Из под зорюшки зари». В воскресенье плели молодые, а во вторник – старые. Парни тоже плели венки. Если венок делали из бумаги, покрывали воском. На висках делали «косички». Венки одевали на голову, чтобы не болела, на золотой платок. А дома вешают их по углам или на стены, чтобы не было грязи и разных насекомых, в красный угол, на посуду.

Ходили в венках на кладбище (на Троицу, в Духов день, в Семик) или носили их туда, оставляли на могилках, вешали на кресты. Иногда венки бросают в воду, гадая по их движению, или купаютс в них , заплывая как можно дальше. Бросали в речку и причитывали: «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок». Потом эти венки вынимали из воды, расплетали их, раскидывали.

Играли в клинья и в мосточки, в мячик, в лапту, «горюю», ладоши. Пели частушки: «Скоро, скоро Троица, всё травой покроется, скоро милай мой придёт, и сердце успакоится». Ставили карусели. На лодочке катались, на качелях (вешали между деревьями, делали с люльками), на рельях качались: два столба вкопают, большие дерева установят как-то - с этого боку и веревки привязывают. Парень с девкой садятся и катаются, веревками разгоняли: "энти на своей улице, энти" - на своей. Каталки устанавливали, сиденья материалом обертывают, и тут - пар восемь. И на круглых каруселях катались.

В лесу, на лугах, в поле, у реки (если есть), на мосту девки вместе с парнями украшали берёзку (иногда начинали завивать на Семик, а на Троицу развивали), привязывали ленты, цветы, жгли костры. По улицам деревни, по селу или в лесу (вокруг березы, яблони), вокруг вербы (вербу украшали лентами) ходили, взявшись за руки, змейкой, водили круги (танки, хороводы), устраивали «гулюшки», ходили кругами, кураводами. Пели песни: «Заюшка-горностаюшка», «Япо городу хожу», «Во садику, во зилёнам виноградику» - свадебные. Повозку с лошадьми украшали веточками.

Устраивались кулачные бои от меньших к большим или с соседним селом. Устраивали ярманку: устанавливали балаганы, продавали пряники и конфеты, бублики. Обязательно наряжались и каждый день меняли наряд. Девки в день в хороводах по несколько нарядов меняли. А на Духов день во весь дух надо одеться. Другой платок переменить, пару переменить. Обязательно меняли. На Духов день надо было веселиться. На третий день Троицы наряжались в наряд - в самый хороший. Наряжались и шли в церкву, и мимо церкви ходили с иконой. Жгли костры и прыгали через них.

Если долго не было дождя, то ходили по полю с иконами, пели молебен, чтоб вызвать дождь. Ходили к колодцу, оттуда набирали воды, всех кропили, обливались (на третий день или чтобы был дождь), купались.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ПРАЗДНИКА РУССКОГО НАРОДА: ТРОИЦА!

Троица, как уже было сказано, это русское народное название церковного праздника Пятидесятницы или Сошествие Святого Духа на апостолов, День рождения Церкви. Как и другие русские праздники, имеющие сугубо христианскую символику и происхождение, Троицу часто называют отголоском язычества. Если и был такой праздник у славянских племен до образования русского народа, то о нем мы можем только догадываться и фантазировать с большей или меньшей долей вероятности.

Та символика, те обряды, которые сохранили для нас предки, то, что фиксировали этнографы с 18 по 21 век в деревнях, у крестьян (христиан), имеет своим источником Библию и церковные богослужебные и нравоучительные книги, литургическую практику.

Для того, чтобы узнать символику праздника, которую к 14-16 векам наши предки усвоили, присвоили и осмыслили как свою, чтобы понять, что видели в Троице наши далекие и не очень предки, достаточно прочесть Синаксарь праздника, который громогласно звучал во всех храмах во время праздничной вечерней службы накануне Троицы (в субботу). В нем рассказывается, что праздник нами заимствован у еврейского народа, которые до Христа праздновали Пятидесятницу как праздник семи раз по семь - воздавая честь этому числу, почтенному самим Богом (отсюда название Семик), праздник получения Закона (то есть заповедей Ветхого Завета). По аналогии с Ветхим Заветом, христиане празднуют получение Даров, получение Святого Духа, который в пятидесятый день после Пасхи (а апостолы собрались вместе по этому случаю) сошел на них и всех, кто был вместе с ними в этот праздник.

А дальше самое интересное. Синаксарь рассказывает, что в древности у евреев было три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей (палаток, шалашей), который у современных иудеев называется Суккот. Далее о Пасхе сказано кратко, о Пятидесятнице чуть подробнее: это воспоминание скитания евреев в пустыне и выхода из нее, перехода от бедствий, странствий к благополучию, благоденствию в обетованной земле. Визуализацию этой идеи можно усмотреть в рассказе древних российских авторов о том, как в Семик плач и причитания сменялись весельем. Праздность - как воплощение нескольких древних заветов: шесть дней работать, а седьмой почтить неделанием, подобно тому как Бог сотворил все за шесть дней и почил в седьмой. А также установленному правилу на пятидесятый год (семь лет по семь) оставлять поля отдыхать. Не правда ли, так похоже на наше, русское "земля - именинница"?!

И можно понять, почему рассказывается в Синаксаре о Пасхе и Пятидесятнице (отсчитывающейся от Пасхи), но для чего подробно рассказывать о празднике Кущей? Этот праздник праздновался через пять месяцев после Пасхи! И состоял он в том, что евреи устанавливали палатки/шалаши в полях, вне города ( в воспоминание странствия по пустыни, обретения Завета, Скинии).

Христиане же видели в этих формах символ воскресения из мертвых - перехода от смерти к жизни, от бренного к вечному, от телесного к духовному, с которым наступает наслаждение благами Духа в жизни вечной (визуализацией чего выступает пир). Вот, начиная с Семика и вплоть до Пятидесятницы подобно древним евреям и современным иудеям, у христиан сохранились именно такие формы празднования Троицы: выход в лес, на луга, к реке, в поле, "на природу", сопровождавшийся установкой палаток или по-русски сеней (от слова сень).

Интересно, что лубочные изображения Семика очень сильно похожи на изображение иудейского праздника Суккот, потому что на них мы явно видим палатки. Что говорит об их отражении именно городской культуры. Деревенская же шалаши или палатки не делали. Как в Иудее выходили из Иерусалима и проводили жизнь в празднестве "в полях", так и в русских городах. В деревнях же кроме того, что ходили в лес, на луга и т.д. превращали в лес свои дома, ставя березки в воротах, украшая ими крыльцо, окна, притолоки, устилая травой полы в доме.

Сенями же на Руси вплоть до 21 века называли некапитальную часть дома, пристройку. И именно в сенях спали в Троицу и Зеленые святки, по крайней мере, отец с матерью. А дети спали в избе на траве, устилавшей пол. Интересен случай, зафиксированный в Великом Новгороде в первое десятилетие 21 века, когда бабушка весьма преклонных лет мыла подъезд, и на вопросительное: "Зачем?", - отвечала: "Так ведь Троица скоро, надо сени намыть!"

Есть для перехода ветхозаветной обрядности в новозаветную еще одно основание. Город по мнению некоторых толкователей, является продуктом греха. Он - символ страха, рожденного грехом братоубийства. Это желание защититься. Выход же из города - образ открытости, воссоединения с Богом, подобно тому времени, когда он через пророков "водил" народ. Схождение Утешителя, основание Церкви и есть возвращение к такому непосредственному богопослушанию, образом чего и выступает обрядность Семика-Троицы и Троицкой (Русальной, Зеленой) недели.

НА ТРОИЦУ ПОСЛЕ ХРАМА ОБЕДАЛИ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

Троицкая трапеза - в лесу является не только отражением ветхозаветной Пятидесятницы, подобие праздника Кущей, сближаясь с иудейским Суккот, но и подражает образу иконы Троица под названием "Гостеприимство Авраама", когда трапеза совершается под деревом, среди зеленых ветвей. Интересна иконография Схождение Святого Духа на апостолов, когда апостолы с Богородицей находятся среди зелени. Кроме того, трапеза в лесу, среди зелени - символ возвращения в райские кущи - райские палатки, шалаши.

В сарай сносили стол, лавки, иконы и обедали: пили квас, ели пироги, пекли троицкий каравай (из пшена), в варёную лапшу разбивали несколько яиц и обжаривали на сковороде. Так обедали мужчины и женщины. Варили холодную грушовку (компот), морс. Делали окрошку, пшённик, жарили яичницу (драчёну), пели песни. Ели блинцы, пшеничные блинчики, муку для которых толкли вручную, варили петухов с лапшой, брали с собой в лес, с - «на простор». Кушанье делили на всех. Обязательно пекли кашник. Варили молочную кашу, пиво, готовили мед, мясо, лапшу, рыбные и другие пироги, крашеные шелухой или березовыми листьями яйца. Варили и красили их иногда прямо в логу, лесу, на лугу, у реки: «травы накидаем зелёнай в кипяток», обменивались и ели.

На Троицу "мать блинцы печет. Останется там блинцов пять-шесть, она туда десяток яиц разобьет, это называется драчонок, получаются толстые драчонки. Потом собираются подруги. В сад стол вынесем, скамеечки. На стол – квас, яичница, блинцы, оладьи и драчонки обязательно. Пели песню: «Ой, лелей, холоду, прикатилось колесо»". Во второй день ссыпались - складывались продуктами ребята и девчата, жарили яичницу. На третий день ссыпались старики и старухи.



Девушки, реже молодые замужние женщины кумились. Около дерева яблони (или вишни) ставились кресты и девушки с песнями ходили вокруг крестов и целовались. Еще брались венки из березы, между двух венков ставился крест и девушки его целовали. Два венка вешали на молодое деревце, внутрь венка вставляли крест и девушки его целовали, обменивались лентами, бусами, крашеными яйцами, платками. Потом платки (кресты, бусы, ленты) эти разменивались через определённое время.

Кумиться, значит, ещё роднее быть. Кумился, кто хочет. Кумились девки с девками, а ребята - нет. Все тогда участвовали: и постарше, и помоложе, и замужние, гармонисты были, веселилися, частушки, плясали. Вот мы с табой рядом: «Давай с табой памяняемся, давай поцалуимся. Ты мине будишь кумой звать, а я буду тибе кумой звать», «Давай пожалеемся», «Кумушка-кума, разудалая голова». При этом менялись сырыми яйцами, из которых потом жарили. яичницу, и целовались. В сад приносили рушники, связывали концы рушников, и через дырочку целовались. Потом выбирали 2-3 куста и вешали на них рушники. Одевали венки друг другу. Пели песню: «Кумушки - голубушки», «Ой, вы кумушки, вы, голубушки кумитеся-голубитеся». Называли кумой, или сестричкой. С кем покумились - до сих пор сёстрами друг друга называем. Обменивались подарками разными. Венки друг другу из цветов делали. Кумились каждый год с одними и теми же.



Если девушка была сирота, то наряжали её, вешали рушники на неё, а на голову одевали венок. Брали девушку под руки и вели на Дон, и там «разбираются купаться». Венки в воду не бросали, с ними заплывали как можно дальше, считали, что счастье кто-то может поймать (в других местах пускали веник по воде, реке) как условие недосягаемости для людей: «Когда речка высохла, стали венки домой приносить и хранить». Когда возвращались с реки, то девушку-сироту также вели под руки и при этом пели: «Троица, Троица ты широкая, мурава, мурава, ты зелёная». Парней сначала не пускали, но потом они приходили.

С Троицы начинали косить траву: «как батюшка отслужит службу, освящает траву и только тогда начинают косить», заготавливать веники для бани (до Петровок - 12 июля).



Духов день - это, по-религиозному, когда Иисус Христос ушел в Вознесение на небо, то Он пришел от Бога в Духов день на Апостолов. И они стали разговаривать, совершенно рыбаки неграмотные, а чтоб им проповедовать Евангелие, они стали разговаривать на всех языках. У них появились огненные языки.

Материал подготовлен на основании 132 записей, сделанных на территории Воронежской области, сгруппированных по мотивам календарной обрядности и приведенных в некоторое непротиворечивое единство. Источник: Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 249 с.

Страница ВК автора статьи Даниила Крапчунова

Просмотров: 1284