Красноярский семейный портал

Танцует ветер на уроке настроения. Николай Максимович Болсуновский

Думать нужно головою.
Думать нужно и ногой.
Думать надо и очками.
Думать нужно и плечой.

Этот шедевр трехлетней Лены Огородниковой мог никогда и не появиться на свет, если бы однажды в ребенка не заглянул один любопытный человек. Ее мама. Ученица одного необычного учителя.

…Учителю музыки Николаю Максимовичу Болсуновскому было скучно на собственных уроках. Преподавать так, как предлагала программа, было не интересно. Детям по команде распевать «По долинам и по взгорьям» тоже не особенно радостно. Ему вообще не нравилось навязывать и воспитывать. Не нравилось считать ребенка глиной, из которой нужно что-то лепить. А взрослых считать лучше и умнее только потому, что они дольше живут, и поэтому вправе ребенка наставлять. Ребенок - это целый мир! А взрослые вокруг, не желая познавать его, только и делают, что обучают детей правилам, по которым ему следует жить в ИХ мире.

И в конце 80-х Болсуновский один из первых в городе отказался от цифр по предмету (говорит, нельзя творчество запихать в цифру, формально ставил зачет-незачет), а на уроках вместе с детьми стал фантазировать, сочинять, рисовать...

Его главной задачей было донести до ребенка, что он может сам созидать и творить. Ведь то, что создали гении, по сути, не имеет к ребенку никакого отношения. Он может только слушать, смотреть и восхищаться. А как же сам? Разве у тебя нет чувств? Ведь писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях выразили свои чувства. Выходит, если не умеешь рисовать, -- не рисовать, а если нет слуха -- не петь? Но ведь нет канонов и правил, по которым следует рисовать настроение или танец ветра, или свое отражение в реке. Значит -- рисуй!

…Мы разговариваем в кабинете Центра детского творчества №3 Кировского района Красноярска. Вокруг развешены детские рисунки, картины, распечатанные стихотворения, а на стенде 10 черно-белых фотографий с изображением детских рук, застывших в немой пантомиме. Пальцы причудливо изогнуты. У каждой этой фигуры есть свой, не один десяток названий. «А попробуйте придумать свое?» -- говорит Николай Максимович. Я сначала смущаюсь, но он подбадривает: «Не пытайтесь угадать! Дайте свое!». Я робко показываю на одно фото (пальцы обеих рук словно сгрудились вокруг одного) и говорю: «Мама». (Во всяком случае, в моей семье всё выглядит именно так: мама, а на ней висят дети, муж, животные, заботы и тревоги.) Николай Максимович долго смотрит на фотографию, потом говорит: «Не было ничего похожего. Надо запомнить!»

Вот и с ребенком также. Когда он творит и фантазирует, это невозможно оценивать. Он ТАК чувствует. И это не может быть правильным или не правильным. В данный момент он тоже познает себя. И такие бездны могут ему тут открыться, главное, был бы кто-то рядом. Кто-то неравнодушный.

Болсуновский не отрицает необходимости практического обучения. Естественно, учиться нужно и танцам, и музыке, и литературе... И рисовать надо и зайцев, и ежиков. И обучаться профессиональным навыкам под руководством взрослых -- безусловно. Просто ребенок должен быть частью процесса. В каждом малыше есть Божий дар, искорка. Нужно только разглядеть ее, не пройти мимо или не задуть неосторожным движением. И тогда в соавторстве с умным и талантливым взрослым может родиться думающий неравнодушный творческий человек. А дети, которые только повторяют заученное, которые не участвуют в творческом процессе, остаются рабочими лошадками, маленькими трудяжками, которые вырастают в усталых скучных людей.

…Скоро ученики Николая Максимовича, которые раньше спокойно могли пропустить урок музыки, уроки пропускать перестали. Они чувствовали, что тогда мимо них пройдет что-то важное. Он никогда не заигрывал с детьми, не зарабатывал дешевого авторитета, не заглядывал в глаза: мол, я свой! Он сумел подняться до уровня ребенка (заезженная фраза, нынче ее частенько используют в ироническом ключе, особенно те, кому так подняться не дано). Все годы работы в школе Болсуновский придумывал задания, способные помочь ребенку познать собственные творческие способности, и обобщал результаты. Что-то не получалось, что-то отпадало само собой. А то, что давало потрясающие результаты, он обобщил в игре-путешествии «К себе в гости».

-- Послушай музыку и ответь: если бы это была песня, о чем бы она могла быть? Назови четыре слова из этой песни.
-- Придумай и напиши свою букву «Ж». Буква должна быть узнаваема, она должна тебе нравиться!
-- А придумай костюм для Колобка!
-- Нарисуй танец ветра…

Чтобы играть в эту игру, не надо титанических усилий и особой подготовки, кисти нужны, краски, бумага, желание, немного времени, ничего особенного. И кто-то рядом.

Игрой, естественно, заинтересовались иностранцы. И сейчас Николай Максимович готовит ее английскую версию. Он больше не работает учителем музыки, заслуженный учитель России Николай Максимович Болсуновский сейчас занимается административной работой, трудится директором красноярского Центра детского творчества №3, продолжает там свои необыкновенные занятия и проводит курсы в краевом институте повышения квалификации учителей.

- Представляете, - говорит, - мне на следующем семинаре для учителей дают всего 20 минут, чтобы рассказать о моей игре. И что я успею? Я 15 минут только руками размахиваю!

- Не волнуйтесь, - отвечаю. -  Через 5 минут они будут в вас влюблены, еще через 10 сами начнут рисовать (кому не хватит бумаги -- прямо на партах), еще через 5 у вас на руках будут готовые результаты -- отчет о проведенном семинаре.

Иначе быть просто не может. Слушать Болсуновского и не поверить, не заразиться его идеей, не проникнуться, не начать заниматься с ребенком немедленно -- ну просто невозможно!

Николай Максимович говорит, что не пытается никому «передать опыт». И научить не пытается. Ведь этому не научишь. Как можно научить любить детей? Как можно научить творчеству? Никак, можно только создать условия. Он пытается поделиться своими наработками с теми, кто готов познавать мир ребенка, но не знает с чего начать. Возможно, такой человек есть среди тех, кто читает сейчас этот материал. Педагог или родитель, которому хочется заглянуть в свое дитя. Вдруг оно тоже «думает плечой». И раскроется. А в ответ никто не засмеется. Не скажет: ты дурак, это не правильно!

Инна ЩЕТИНИНА, мама Жени и Сонечки

"Ярмама" в гостях у Николая Максимовича:

122823894

Просмотров: 6007

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
преподаватели

Загрузка комментариев...