Домашний детский садик Натальи Егоровой
Эпиграф от Натальи:
Воспитание ребенка –
это прежде всего воспитание самого себя.
- Наталья, расскажите с самого начала, откуда идея возникла?
- Я полагаю, что каждый человек рано или поздно задает себе один из жизненно важных вопросов: «А каков мой Путь? Мое Призвание?» Вот и у меня наступил однажды такой момент. Я мечтала создать свой детский сад давно. А с рождением сынишки лишь укрепилась в своих мыслях - так мечты превратились в реальность.
- А у вас для этого была какая-то база? Какое у вас образование?
- Для меня в любом деле всегда были (и остаются) на первом месте люди. Вся моя деятельность, так или иначе, была связана с этим. А все люди, если можно так сказать, начинаются с детства. Что касается образования – выходит, что сейчас получаю третье, педагогическое (первое – биологическое с начальной медицинской подготовкой, второе – экономическое). Все приходило постепенно, всему свое время и место. Конечно, знания о финансовом планировании, об основных принципах грамотного управления делом мне сильно помогают, но важнее - убеждённость, чёткое понимание того, чего хочется достичь. Это внутри тебя.
- Много ли времени прошло от замысла до воплощения?
- Если быть точной, 4 года. Пару лет эта идея жила во мне, потом появился малыш, и идея начала приобретать более четкие контуры. Когда же по возрасту сынишке стало требоваться общения с другими детьми, я поняла – пора! Наш садик работает с 28 июля этого года. Как говорится – не много, но и мало не покажется.
Изначально я думала не о квартире, а о частном доме. Этот вариант рассматривался параллельно, эта мечта есть до сих пор. Для меня это - следующая ступень.
- Большие нужны начальные капиталы, чтобы открыть садик?
- Один из основных вопросов, это, конечно, окружающая среда, место обитания. Наша квартира и ремонт изначально предполагал то, что здесь будут жить дети – самая большая комната – игровая, минимум мебели - максимум пространства и света, комфортный ламинат и практичный линолеум под дерево и пробку, минимум кафеля (в ванной); светлые природные цвета интерьера. Продуманное хранение вещей (у каждой вещи – свое место) не только в детской, но и во всем доме помогает поддерживать порядок – а ведь внешний порядок для ребенка обеспечивает и его внутренний порядок. Это значит, что силы максимально направлены не на преодоление хаоса, а на рост и развитие.
Если есть площадь, то дальше нужно не так много, вот считайте: игрушки, пособия, творческие материалы (уже частично накопленные за 2 года жизни малыша) потребовали дополнительных вливаний к моменту открытия сада в размере около пяти тысяч рублей, мебель обошлась около двадцати, спортивный комплекс еще 5 тысяч рублей + матрацы, на которых спят детки (и которые по мановению волшебной палочки превращаются во все что угодно – от домика для пряток до горки и полосы препятствий) – еще 4 тысячи. Конечно, есть и ежемесячные траты на обновление пособий и игрушек – 1-1,5 т.р. У нас много самых разных развивающих пособий, часть из них сделаны своими руками.
Повседневные расходы тоже не очень велики, в основном это питание, в месяц уходит порядка 2-2,5 тысяч на ребёнка, но месяц на месяц не приходится, поскольку у нас гибкий график, дети иногда обедают в саду, иногда нет, если находятся здесь только пол дня. Кроме этого, есть статья расходов на оплату «узким специалистам» - педагог-логопед, художник, музыкальный педагог (занятие от 300 до 500 руб).
- А сколько стоит пребывание ребёнка у вас?
- Десять тысяч рублей в месяц – это 5 дней в неделю на полный день, и исходя из этого мы потом считаем по фактическому времени нахождения детей, у нас ведь очень гибкий график. Если это интересует тех, кто будет организовывать домашний детский сад, то настоящая окупаемость начинается, если в группе 8-9 ребятишек. Для меня сейчас можно сказать, что окупаемость моего сада – это мой образ жизни. И это осознанный выбор.
- Так из скольких же детей состоит ваша группа?
- Вообще, чтобы детям было психологически комфортно, группа должна быть семь человек, плюс минус два. Но для сада нашей площади семь это очень много. Плюс у нас деткам по 2-3-4 года. Это нежный возраст, им комфортно пока ещё в не очень большой компании, они только учатся устанавливать связи, нарабатывают навыки общения. На этом этапе у них устанавливаются взаимоотношения, и происходит это очень тесно и очень бурно. А потом они становятся стабильными, и каждый следующий знакомый перерастает в друга гораздо быстрее.
Сейчас постоянно сад посещают трое ребятишек, плюс к нам приходят на занятия еще двое-трое. То есть собралась определённая компания, которая общается друг с дружкой. И я очень трепетно отношусь к стабильности сложившегося коллектива.
- А что за занятия? Кто их проводит?
- Это важный вопрос. Условно занятиями я называю отдельные часы с заданной темой, которые несет педагог детям, хотя в целом весь день, проведенный в активном общении друг с другом – одно большое занятие. Здесь важны все составляющие части – физическое развитие (босохождение, наработка двигательных навыков, крупная и мелкая моторика и т.д.), общение с природой через прогулки, работу с природными материалами, первоэлементами, интеллектуальное и сенсорно-творческое развитие, духовно-нравственное возрастание. Для чего-то организуются специальные занятия, а чем-то просто пропитана сама атмосфера, наши взаимоотношения.
Каждый день недели имеет свою тематику: понедельник – интеллектуальные игры и физическая культура, вторник – занятия с педагогом-логопедом, среда – эстетическо-музыкальные занятия, четверг – творческие занятия, пятница – сенсорика. Очень важный момент – сами педагоги. Помимо профессиональных достижений педагогов, считаю очень важными их личностные качества, то, каков их взгляд на ребенка, какой стиль и уровень взаимоотношений с детьми он выбирает. Я убеждена в том, что самое важное в «занятиях» даже не сами предметные знания и навыки, а выстраивание для ребенка картины мира, взаимоотношений между людьми, между человеком и миром.
Конечно, упорядоченность занятий в недельном периоде не значит, что если у нас урок творчества в четверг, то в другие дни мы не рисуем и не лепим. Просто когда преподаватель приходит и дает конкретный урок, то эта информация очень концентрированная, и потом дети черпают из неё идеи для повседневных игр, повседневного творчества. Все необходимое для этого (краски, материалы, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и т.д.) хранятся так, чтобы всегда были доступны для ребят.
- А сколько человек у вас ежедневно работает?
- Один, и это я сама. Сейчас этого достаточно, но сразу скажу, что так будет не долго, потому что даже из экономики известно, что нельзя всё завязывать на одного человека, иначе система становится нестабильной. В планах взять коллегу.
- Расскажите про свои впечатления, когда только открылись, наверняка было много ситуаций, которых изначально не предвидели.
- Первые две недели после открытия я пыталась услышать себя, это было очень важно, потому что одно дело, что я просто общаюсь с детьми, сверстниками и друзьями сына, и мне это нравится, а другое дело - садик. Совершенно иные условия, я одна с ними, и вот первые две недели я просто прислушивалась к чувству душевного комфорта – правильный ли выбор я сделала? Дети – это моё? Я слушала-слушала себя, и, в конце концов, поняла: да, мне комфортно, это именно то, о чём я столько лет мечтала.
А что касается детей, взаимодействовать с ними оказалось очень интересно. Они ведь совершенно разные, более того, они каждый день постоянно меняются в зависимости от того, в каком периоде ребёнок сейчас находится. А периоды бывают разные, например, плевательства, кидательства, толкательства или пазлособирательства, словосочинительства и т.д. Дети друг дружку этим заражают, и проходят эти периоды совершенно по-разному. Так в нашу группу пришла девочка в разгар периода плевательства. То есть она плюёт, и ей это нравится. Через неделю-две у девочки это прошло, зато плевательством заразился мой сын. Или, например, один ребенок любит петь… через неделю-другую начинает петь кто-нибудь еще (у кого раньше этого не замечалось).
Каждый день новые открытия, ребёнок тебе показывает ситуацию, а ты реагируешь, и система воспитания, принципы построения взаимоотношений существующие у тебя в голове, каждый раз проверяются на прочность и жизненность: что нужно и можно изменить, а на чём стоит настоять. Это очень интересно, это захватывает, когда каждый раз надо понять, что сейчас происходит. Вот ребёнок что-то кинул, а почему он это кинул? И что следует за этим полётом? Что происходит у него в голове и в сердце? Или ребенок хохочет, как звонкий колокольчик – какую новую радость в этом мире он открыл для себя сейчас?
И таких моментов много у каждого ребёнка, да ещё и на собственный характер каждого накладывается взаимодействие друг с другом.
- Кстати о взаимодействии, были какие-то яркие моменты? Дети же уже характер в этом возрасте показывают, выбирают друзей.
- Была сложная ситуация, когда к нам пришёл новый мальчик. До этого у нас был девчачий круг и мой сын, а тут появился ещё один «мужчина», к тому же постарше, и сдачи может дать. Мальчишки начали устанавливать границы «своего влияния»…Первые две недели было очень сложно, от них невозможно было выйти ни на минуту, потому что они могли буквально подраться до крови – так учились делиться. Несмотря на всю свою терпимость и спокойствие, я очень переживала: может, я что-то не так делаю, недопонимаю их взаимоотношения, анализировала реакции и действия ребят, свои. Но однажды я вышла на кухню, и вдруг слышу, что мальчишки играют между собой. Я двадцать минут боялась выйти, стояла на кухне и наблюдала (из кухни видно игровую комнату). Причём, они не просто играли в одной комнате, они взаимодействовали между собой, строили и подсказывали друг дружке, совещались, как строить. Потом они пошли смотреть что-то вместе, и так продолжалось несколько часов, до самого вечера. Оба были довольны неимоверно. Я только наблюдала, оберегая установившийся контакт. То есть это был такой этап, который мы преодолели. С тех пор они друзья.
- Сколько времени дети тут находятся, какой у вас рабочий день?
- Большой плюс домашнего садика - это гибкая система. Можно учесть все (или почти все) пожелания. Бывает, что ребёнок приходит к нам только до обеда, потому что у него сейчас такой период жизни, что спать ему лучше дома. Бывает сегодня до обеда, а завтра целый день, а послезавтра до прогулки, потом гуляем вместе, потом расходимся. Но вообще садик работает, ориентируясь на то, что родители, как правило, работают с 9 до 18. Условно: в 8:30 папа привёз, вечером забрал. Бывает, что ребёнок спит до шести, до пол седьмого, тогда я звоню и говорю: приходите попозже.
- Расскажите, как проходит типичный день в садике?
- Мы встречаемся утром, и сразу, после того как дети приходят, у них обязательно есть время для того, чтобы настроиться на новый день, поздороваться друг с другом, побыть-поиграть наедине (без взрослых) - я это называю «совместить свои пространства». Потом мы завтракаем (к слову говоря, деткам предлагается полноценное вегетарианское меню). Некоторые ребята приходят после завтрака – наступает момент общего приветствия, для этого у нас есть свой особенный ритуал начала дня «Круг и салют». Рассказываю о том, что сегодня нас ждет, и начинается занятие, которое веду или я, или приглашённый педагог. После интеллектуально-творческих и физических трудов следует подкрепление – так называемый «второй завтрак». Обычно это ореховый или фруктовый перекус - дети очень любят. Потом – прогулка. Крайне редко бывает, что прогулки нет, если сложная погода, то просто делаем соответствующие корректировке в одежде. В теплые дни гуляем 1,5-2-3 часа, когда совсем-совсем хмуро-сыро-ветренно, конечно, можем ограничиться и получасом. После прогулки – обед. Если ребенок пришел на полдня, то по договоренности мама забирает его или с прогулки или после обеда. Считаю весьма важным в культуре питание и формирование правильных привычек. В частности, сон на полный желудок воспитывает неуважение к собственному здоровью. Поэтому после обеда час-полтора мы с ребятами занимаемся - чтение, творчество, спокойные «занятия для души». Если вижу, что у ребят (или кого-то из них) есть настроение к самостоятельной работе - предоставляю их самим себе, просто незаметно приглядываю за ними, не участвуя в их деятельности (за исключением особо бурных ситуаций). Затем – дневной сон, а там уж и родители приходят.
С одной стороны у нас есть определенная упорядоченность дня, а с другой, наполнение каждый день разное, поэтому дни не похожи друг на друга.
- А как вы решаете вопрос со сном? Убаюкать несколько детей - это же не просто.
- Я ищу к каждому свой подход, часто засыпают они не одновременно. Методом «все лежим, повернулись на правый бочок, закрыли глазки и спим», я не пользуюсь. Кому-то нужно почитать сказку, кому-то спеть, кого-то погладить. Бывает так, что один захотел спать и лежит, засыпает, я рассказываю сказку, а другой приходит, тоже ложится. И когда первый заснул, второй уже дремлет, достаточно запеть колыбельную, и он уснёт через минутку. Кто-то может совсем не спать – тогда потихоньку занимаемся.
- А гулять сложно? Мне кажется, кошмар любой мамы погодок – дети, разбегающиеся в разные стороны, а тут детей ещё и больше двух. Как справляетесь?
- Бывают прогулки вместе с мамами, бывает, к нам приходят в гости дети-друзья с мамами и гуляем вместе с ними, то есть на прогулках часто из взрослых не я одна. Был такой период летом-в начале осени, когда мы просто садились в машину и ехали в лес. На полянку, где можно бегать сколько угодно, всё равно все видны. Или ходили в поход – гуляли по лесу часа полтора-два, потом вернулись, сели в машину, доехали до дома, спокойно вышли из машины в подъезд, и мы уже на месте. Садик находится в Ветлужанке, и этот район выбран не случайно, до красивых мест ехать долго не надо, очень удобно.
- А когда никуда не едете?
- Тогда гуляем во дворе, дети качаются на качелях, лазают по городку, спортснарядам, песочницы опять же.. Принципиально важно для физического развития предоставить ребёнку как можно больше свободы - он может везде где чувствует свои силы лазать, прыгать, бегать, мерить лужи-сугробы-горы-канавы.
Бывает, конечно, что кто-то ушёл далеко, тогда мы просто идём за ним все вместе, подходим и говорим: ты далеко от нас ушёл, мы очень переживаем и обязательно смотри, чтобы мы были рядом. А в лесу у нас есть договорённость – отходить можно настолько, чтобы можно было обернуться и увидеть меня. Дети ведь очень умные – они на самом деле все понимают. А когда интересно вместе, то и убегать далеко не хочется.
- А есть какие-то обязательные условия для поступления в частный детский сад? Вот в обычном надо уметь есть самостоятельно, на горшок ходить, одеваться… У вас как?
- Строгого правила, что вот это надо уметь и всё, такого нет. Но дети очень быстро таким бытовым вещам друг у дружки учатся. Мы всё здесь делаем вместе - вместе накрываем на стол и наводим порядок после. Завтракаю-обедаю я вместе с ними. Если надо кого-то покормить или докормить по ложечке, и такое бывает - иногда всех надо по чуть-чуть, а иногда все сели и сами поели. Точно также с одеванием. Сегодня ребёнок оделся сам, завтра не хочет, настроение поменялось, тогда надо немножко поиграть: давайте все вместе будем смотреть, как застёгивается курточка. И мы смотрим: у тебя кнопочка на курточке, и у тебя, у меня тоже кнопочка..застегиваем!. Главное - терпение и отсутствие спешки.
- С какого и до какого возраста берёте детей?
- Сейчас сложился круг детишек 2-4 года. Младше двух – стараюсь мам отговаривать. Конечно, разные бывают жизненные ситуации, но ребенку в этом возрасте нужна мама. Лучше и до 3 лет. Очень нежный возраст. Если уж совсем у мамы нет возможности, то хотя бы няня – человек, который будет для этого ребенка индивидуальным. А в целом я - сторонник разновозрастных групп, и вполне может появиться у нас и 6-летний ребенок. При этом с ним, конечно, будут складываться свои взаимоотношения, индивидуальные занятия. И он уже в роли старшего - скорее не воспитанник, а друг, помощник.
- Издалека ли к вам ездят?
- Недавно было большое исследование, заказанное городской администрацией, где родители опрашивались, что наиболее важно для вас в садике. И пункт первый был – территориальный. Очень важно, чтобы садик был рядом. Так что все дети, которые к нам ходят, живут рядышком.
- Вы сказали, что мамы приходят погулять, а просто в течение дня мамам можно присутствовать?
- Конечно. Более того, это очень важный момент – явное присутствие мамы (случается и других родных) в садике. К нам можно ходить вместе с мамой, это сильно облегчает период адаптации, помогает влиться плавно, без лишних стрессов (ребенок, конечно, может свыкнуться и с «экстренными расставаниями», но сколько душевных сил тратится!) Это даёт ребёнку чувство защищённости, а маме понимание того, что у нас тут каждый день происходит. Для меня очень важно, чтобы мама доверяла мне. Если мама доверяет, ребёнок это чувствует и контакт устанавливается. Кроме того, мамы общаются друг с другом, общаются с другими детками из группы, мы встречаемся и за пределами садика (например, совместно посещаем бассейн, ходим друг к другу в гости и т.д.).
Наверно, если говорить в целом о домашнем садике, я бы поставила акцент на слове «домашний». (не путать с «квартирным», хотя это может и совпадать). Важно ощущение Дома – домашний уют, домашние взаимоотношения, домашние ценности. Детство – это счастье «здесь и сейчас», это Начало Начал. И надеюсь, мои старания помогают быть этому Началу хорошим жизненным стартом.
Беседовала Марина ШИЛИКОВА
специально для "Ярмамы"
Просмотров: 6143