Красноярский семейный портал
16.11.2011

Творчество дошкольника - простор для фантазий и игр!

Чаще всего под детским творчеством понимаются готовые поделки из детского сада, аккуратно закрашенные раскраски, заученный стишок. Так ли это? Попробуем шире взглянуть на 142305041это понятие.

Прежде всего, творчество для ребёнка - это средство выражения себя и своего отношения к миру. Лет до семи ребёнок погружён в свой внутренний мир, активно формируется его мировоззрение. То есть идет постоянный творческий процесс. Осмыслить и выразить результаты этого процесса помогает рисование, лепка, сочинительство, игра, танец и другие виды творческой деятельности.

Главное здесь - не мешать, предоставить детям свободу самовыражения. Но принято считать, что взрослый больше знает, во всем разбирается, да ещё и обязан научить творчеству!
Разберем в этом противоречии на примере рисования.

НОБДУМАННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВЗРОСЛОГО В РИСУНОК ДОШКОЛЬНИКА

Важно понимать, что детское творчество развивается в четкой, общей для всех детей, последовательности. Характерной чертой рисования дошкольников является склонность передавать в рисунке не конкретные зрительные впечатления, а совокупный результат личного знания о мире. 1

Примерно к трём годам в рисунках детей появляются так называемые головоноги (кружок- голова, две палочки - ножки), так ребёнок воспринимает человека, рисует самое главное. Со временем изображение человека становится все более детализированным, появляются глаза, туловище и т.д. Каждое дополнение к рисунку - это самостоятельное открытие для ребёнка.

Что делает взрослый? Бросается на помощь, отвергая закорючки ребёнка! Учит рисовать по-взрослому, с туловищем, пальцами, в одежде. Всё. Открытия закончены! Ребёнка отстранили от собственного творческого опыта.

К четырем-пяти годам для ребёнка пространство белого листа представляется как пространство Мира. Рисуя, он строит свою 206927216картину мира. На белом фоне в ряд выстраиваются персонажи, под ногами у них обязательно должна быть линия земли, а над головой - линия неба (иногда облака, солнце, птицы и т.п.). Это символическая организация пространства, представление ребёнка о мире. Взрослые заставляют детей делать фон вместо линий, закрашивать белый лист, тем самым навязывают взрослое представление о мире, чуждое и непонятное ребёнку.

Что должен думать о себе ребёнок? Вмешательство в процесс постижения мира может породить в ребёнке неуверенность, агрессию, подавить ещё не проявленные способности.

Взрослым не понять, что для дошкольника важен сам процесс творчества, а не конечный результат. Ребёнок играет в рисование, а не создает произведение искусства в духе реализма. Полина нарисовала замечательное дерево, но вот подул ветер - синие спирали покрывают лист, потом берёт черную краску и планомерно закрашивает свою работу - это ночь наступила. Часто такая игра в рисование помогает детям избавиться от страхов, тревог, дает выход агрессии. Это выражается буквально в сражении ребёнка с листом бумаги. Ребёнок рисует пугающего персонажа, или батальную сцену, потом много раз закрашивает, иногда продырявливает листок.
«Где результат?» - воскликнут взрослые! Где красивые домики, кошечки, как у Васи и Пети, где похоже нарисованные люди? На этом ломаются многие дети, они послушно выполняют указания взрослого и плодят штампы, рисование теряет свою первоначальную функцию, а дети замыкаются в себе, утрачивают самостоятельность, оригинальность.

Подобное непонимание творческого процесса относится не только к рисованию, но и к любой детской творческой деятельности, будь то лепка или музыка.

ЧТО ДЕЛАТЬ? НЕ УЧИТЬ, А УЧИТЬСЯ!

Учиться понимать ребёнка, смотреть на мир детскими глазами. В этом вам помогут дети, а ещё - замечательные книги Елены Макаровой о детском творчестве «В начале было детство», «Освободите слона», «Лето на Крыше».

«Так уж устроен ребёнок: все он познает в игре, через создание второй реальности - текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребёнок - это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе - наша основная взрослая задача». (Е. Макарова «В начале было детство»)

Эти книги открывают потаённую дверцу во внутренний мир творящего ребёнка, помогают родителям находить в совместном творчестве взаимное удовольствие.

БУДЬТЕ РЯДОМ

Ребёнок, если ему не мешать, постоянно вовлечён в творческий процесс. Просто будьте рядом, играйте с 142095161ним, так вы точнее определите его действительные склонности к тому или иному творчеству и поможете развить.

Хотите, чтобы он рисовал - рисуйте сами, как можете. Можно рисовать истории из своего детства и попутно комментировать ребёнку (словесное творчество), дети очень любят слушать истории из серии: «Когда мама была маленькой», и охотно будут рисовать что-то своё и рассказывать. Боитесь рисовать реальные вещи? Включите музыку, расстелите рулон обоев на полу и рисуйте абстрактно музыку или своё настроение. Делайте это не из педагогических целей, а в своё удовольствие - и тогда на каком-то этапе ребёнок подключится. Дети любят изучать материал, экспериментировать, затейте игру по смешиванию красок «создай свой цвет».

ЛЕПКА - ПРОСТОР ДЛЯ ФАНТАЗИЙ И ИГР

Дети, лет до четырех, не отличают процесс лепки от игры в слепленное. Однако в детском саду занятия по лепке превращается в сложную скучную 141846109инструкцию по изготовлению шаблонных вещей. Гораздо интереснее для ребёнка представить, что в куске пластилина уже кто-то есть, только он замурован. Дело за малым - вытащить его, слона за хобот, зайца за уши, птицу за крылья. Слепленная своими руками вещь - это готовая игрушка, которая к тому же может трансформироваться! Даже пластилиновая лепёшка может стать всем, чем угодно: сиденьем стула, тарелкой, облачком, шляпой…

Трёхлетки любят поковыряться в пластилине или глине, порезать стекой, отщипывать кусочки, выковыривать дырки - не мешайте, так они исследуют материал, это тоже творчество. Лучше предоставьте им мешочек с разного рода палочками, зёрнышками, пробками, скорлупками.

Лепите вместе с детьми, со слепленными игрушками можно разыгрывать настольные театрализованные 206927217представления, а если насадить игрушки на карандаши, набросить покрывало на стулья - театр готов! А что если один из героев говорит только смешными рифмами? После таких весёлых игр ребёнок, возможно, начнет зарифмовывать всё, о чем говорит, проявит интерес к стихам и с лёгкостью выучит то, которое понравится, или сочинит свое. А если не сочинит стихотворение, то, возможно, придумает закрученный сюжет и, как толковый режиссер, начнёт управлять игрушками, вплетая в свою историю и творчески перерабатывая сюжеты из любимых сказок.

ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО

Для того чтобы вырасти творческой личностью, не требуется огромное разнообразие материалов и игрушек (ребёнок часто теряется среди такого разнообразия), главное - научится видеть волшебство в повседневных вещах.

Вы с малышом на прогулке. Ребёнок схватил палку и др-р-р-ыть по забору. Звуки! Бессвязные звуки можно превратить в музыку, подключившись, сыграть в «две палки». Отстукивать ритм можно на чём угодно, придумывая на ходу песенку или движения. Этой же палкой можно рисовать на земле или снегу. Оставляя ногами следы на снегу, можно рисовать огромные картины, на которых можно и себя запечатлеть, бухнувшись в сугроб. А если приложить к дереву охапку снега, придать форму, получится животное, ползущее или сидящее на дереве. А можно просто созерцать, как, переливаясь, тихо падает снежок, и радоваться, и это тоже творчество, на которое способны все дети, но не все взрослые.

Оксана КОРКИНА

Творческая студия Оксаны Коркиной

Шишки превращаются...

2

А листики превращаются в...

145072643

А ракушки тоже хотят превратиться! Ракушкоголовая принцесса с зеркалом:

206625033

Лепить - весело!

144988049

А поселить пластилиновых зверюшек можно вот сюда:

206836386

Просмотров: 7348

Загрузка комментариев...