Русский язык · Ярмама http://www.yarmama.ru/ rus vlad@vaviloff.ru Copyright 2024 Занимательные книги по русскому языку http://www.yarmama.ru/kopilochka/Russian_language/zanimatelnyye-knigi-po-russkomu-yazyku.htm http://www.yarmama.ru/kopilochka/Russian_language/zanimatelnyye-knigi-po-russkomu-yazyku.htm Поделимся списком занимательных книг, которые нам помогают в усвоении некоторых тем русского языка. Может у кого-то тоже дети воспринимают информацию легче через сказки, истории и красочные иллюстрации. Тогда буду рада, если и вы поделитесь своими находками.

О. Соболева "Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные приключения с Запятайкиным" - фантастическая повесть для детей и одновременно учебное пособие, в котором содержится теория и задания по всей программе русского языка для начальной школы.

О. Соболева "Правил легче нет на свете" - правила русского языка в стихах. Вообще у Соболевой много всяких сказочек на разные правила, а в букваре для малышей у нее есть сказки на запоминание образов букв. Мы пользовались.

"Вьетнамки в панамках" - книга про омонимы, омографы, омофоны, паронимы.

"У зубра арбуз" - книга рассказывает о палиндромах.

"Звуки и буквы в городе Фонетике" (есть только электронный вариант) - звуки только так и запоминаем.

Все книги Татьяны Рик про части речи. У нас электронные версии. Подойдут не только для начальной школы, но и для 5-6 класса.

М. Ганькина "Грамматическпя аптечка" - у меня тоже электронный вариант. Книгу написал гениальный учитель. Так интересно написать про уроки, что невозможно оторваться. Много пишет про каллиграфию - о том, что грамотность у детей, занимающихся каллиграфией, намного лучше.

Ещё мне нравятся игры Татьяны Барчан (на самом деле не так много игр по русскому языку, по математике больше). У нас есть парочка. Честно - у детей они не в любимчиках, но это скорее потому, что для них это тяжеловато. Ну так поэтому мы в них и играем :))

С. Орлова "Замок графа Орфографа".

В. Волина "Учимся играя". Это просто клад - 400 страниц занимательных заданий по разным разделам русского языка.

Г. Граник "Секреты орфографии". Книга подходит не только для начальной школы, но и для любого на самом деле возраста. Есть у этого же автора "Секреты пунктуации", но их найти сложнее.

Многие из этих книг есть в электронном варианте в свободном доступе.

Светлана Вовк, Наталья Тимофеева, Татьяна Рженецкая

 

]]>
Sun, 07 Apr 2019 00:59:00 +0700
Как писать (выведение из стилистики русского языка) http://www.yarmama.ru/kopilochka/Russian_language/kak-pisat-vyvedeniye-iz-stilistiki-russkogo-yazyka.htm http://www.yarmama.ru/kopilochka/Russian_language/kak-pisat-vyvedeniye-iz-stilistiki-russkogo-yazyka.htm Прежде, чем начать разговор о стилистике русского языка, остановимся на том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в курс дела и вводят медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.

Читателя утомляют и бесконечные ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, керогазов, козерогов и т. д. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет этого сделать.

А потому сразу перейдем к другой распространенной ошибке - ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ЦИТАТАМИ."Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова". Эти замечательные слова принадлежат Лихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: "Немногие авторы мыслят самостоятельно". Поэтому не увлекайтесь цитатами. "Учеными глупцами" называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: "Цитатум минимум" (Цитируй только в случае крайней необходимости).

ИЗБЕГАЙТЕ НЕНУЖНЫХ КРАСИВОСТЕЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно бриллиантовому колье на груди бородавчатой жабы, которую из серебристого тумана выносит гнусная макака.

Теперь спросим: что такое РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Когда он ставится? И так ли уж всегда необходим?

К скучному тексту также может привлечь внимание ИНВЕРСИЯ. Неправильный в предложении слов порядок - вот что инверсия значит такое.

ИЗБЕГАЙТЕ БАНАЛЬНОСТЕЙ. Пишите хорошо, оригинально. ОРИГИНАЛЬНО - то, что не банально. Если б все вокруг было оригинально, писать банально было б оригинально, а писать оригинально - банально.

НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль - есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное - это повторение уже дважды высказанного.

ИЗБЕГАЙТЕ И БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ в одной фразе: одно, два числительных - куда ни шло; но три, четыре - уже много; пять, шесть, семь очень много; восемь - предел; максимум - девять; хотя можно - и больше, если очень хочется, но лучше не надо.

БУДЬТЕ КРАТКИМИ, НЕ УДЛИНЯЙТЕ НЕПОМЕРНО ФРАЗУ, загромождая ее ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим вдобавок перед ПРИЧАСТНЫМ, который лучше, однако, ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количество ГЛАГОЛОВ, различных необязательных и лишних ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, стоящих уже непонятно, в каком ПАДЕЖУ, из чего ясно, что крайне много появляется не только НАРЕЧИЙ, но также и СОЮЗОВ, опять-таки каких-либо-нибудь-кое ЧАСТИЦ, СКОБОК, усложняющих (затемняющих) мысль, ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК С ЗАПЯТОЙ; МНОГОТОЧИЙ... прочих знаков препинания - в том числе - ТИРЕ, - если к тому же слог изобилует ложными АЛЛИТЕРАЦИЯМИ, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными РИФМАМИ-шрифмами, потому что в КОНЦЕ ФРАЗЫ УЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЕЕ НАЧАЛЕ.

Несколько (*) слов О ПРИМЕЧАНИЯХ. Примечания оправданы только в том случае, когда объясняют тёмные (**) места (***). Крайне (****) редко пользовался примечаниями, например (*****), Пушкин (******).

Готовя произведение к публикации, НЕ ЛЬСТИТЕ РЕДАКТОРАМ. Редактора у нас - самые лучшие редактора в мире и не нуждаются в ваших похвалах.

ЗАКАНЧИВАТЬ произведение ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!!

Примечания:

* Немного.

** Неясные.

*** Имеется в виду - в тексте.

**** Очень.

***** К примеру.

****** Великий русский поэт (1799-1837), писал стихи.

Константин МЕЛИХАН

]]>
Tue, 01 Apr 2014 10:29:00 +0700
Стишки про "надеть" и "одеть" http://www.yarmama.ru/kopilochka/Russian_language/stishki-pro-nadet-i-odet.htm http://www.yarmama.ru/kopilochka/Russian_language/stishki-pro-nadet-i-odet.htm * * *

Любезный друг, не надо забывать,
Что "одевать" не значит "надевать";
Не надо путать эти выраженья,
У каждого из них своё значенье.
Запомнить это можно без труда:
Глагол "одеть" мы говорим, когда
На что-нибудь одежду одеваем,
Иль что-нибудь одеждой покрываем,
Иль иначе в одежду одеваем .
Себя нарядней хочешь ты одеть,
Так должно платье новое надеть,
И руку ты перчаткой одеваешь,
Коли на руку ты перчатку надеваешь.
Дитя оденешь в платьице его,
Когда наденешь платье на него.
Кому родной язык и мил и дорог,
Ошибки тот не стерпит и следа,
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок.

(Виктор Александрович Крылов)
 
 

* * *
"Одень", "надень"… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
"Одень", "надень"… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

(Новелла Матвеева)

* * *

Надежду одевают, а одежду надевают.

(скороговорка)

 

]]>
Wed, 19 Mar 2014 22:12:00 +0700