Доктор Айболит · Ярмама http://www.yarmama.ru/ rus vlad@vaviloff.ru Copyright 2024 Как лечить детские болезни? http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/kak-lechit-detskiye-bolezni.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/kak-lechit-detskiye-bolezni.htm Татьяна СЕРГИЕНКО, врач-педиатр с 30-летним стажем:

]]>
Wed, 30 Apr 2014 17:19:00 +0700
Что делать, если ваш малыш встаёт на цыпочки http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/denis-kruglikov.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/denis-kruglikov.htm Денис КРУГЛИКОВ
детский массажист, Красноярск

Вопросы автору статьи можно задать на форуме в ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ КАБИНЕТЕ.

Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на такой момент, что наши дети очень часто опираются на носочки. Чтобы это скорректировать и попытаться исправить, вы можете использовать эти рекомендации по массажу и гимнастике.

НАЧАЛО

Мир гармонии, здоровья и счастья наступает лишь тогда, когда вы трудитесь над этим вопросом. Постоянно занимаетесь со своим малышом: регулярное посещаете врачей, делаете массаж, гимнастику, водные процедуры, если есть необходимость – физиотерапию, играете, разговариваете, устраиваете утренние и вечерние прогулки, соблюдаете режим сна, питания (по требованию, по времени), если ребенок на грудном вскармливании, то регулярно ведёте дневник кормящей мамы и т.д.

Но самое главное – к каждому ребёнку нужен свой, индивидуальный подход. И от того, как вы это сделаете, с какой щепетильностью и ответственностью подойдёте к данной ситуации, ровно такой же гармоничный мир вы получите, такие плоды пожнёте.

МАССАЖ НОЖЕК
    
1) Рекомендую начать массаж со стоп.

* Поглаживайте стопу от пяточки к кончикам пальцев.

* Большим пальцем вашей руки делайте восьмёрку на стопе малыша.

* Большим и указательным пальцем вашей руки делайте прищипывание внешней части стопы, от пяточки к пальчикам.

* Пронажимайте подушечки пальцев и центральную точку стопы.

* Проведите поглаживание наружной части пальцев, от ногтя в сторону голеностопного сустава.

2) Следующим этапом будет массаж икроножной мышцы и мышц бедренной области.

Фото 1.

1


* Сделайте общее лёгкое поглаживание ладонью икроножной мышцы и мышц бедренной области в направлении от пяточки к бедру.

* Затем в том же направлении – более глубокое поглаживание.

* Ребром ладони вашей руки осуществите круговое растирание икроножной мышцы и мышц бедренной области, от пятки к коленному суставу (пропустив коленный сустав) и выше к бедру.

Обращаю ваше внимание на то, что связочный аппарат у детей такого возраста очень слабый, поэтому не рекомендую применять приемы растирания и разминания в области коленного сустава.

* Потом можете поглубже, обращая внимание при этом на реакцию ребенка, сделать недлительное разминание икроножной мышцы и мышц бедренной кости и ягодиц. Если ребенок нахмурился, ослабляйте массажное движение своей руки, иначе ребенок заплачет и не разрешит работать с собой.

* Сделайте легкое поглаживание.

* Возьмите маленький мячик с пупырышками и покатайте по стопе и икроножной мышце и мышцам бедренной области.

* Сделайте лёгкое поглаживание всей ножки.
    
После того как вы сделали массаж ног, приступайте к ГИМНАСТИКЕ.
    
Упражнение 1. Малыш лежит на спине, ноги согнуты в коленях, слегка разведены в стороны. Своими руками хорошо фиксируем голеностопные суставы и начинаем лёгкое потопывание. При этом ребенку нужно говорить "топи, топи, топи" и улыбаться, всё время хвалить и говорить, какой он молодец. Ваша улыбка позволит более качественно поработать с вашим малышом, она поможет отвлечь его, помните про это.

Упражнение 2. Захват тот же, но делаем движение, представляя, что ребенок едет на велосипеде. Это упражнение так и называется – "Велосипед".

Упражнение 3. Подводим ножки к животу и отводим обратно, выпрямляя ноги. Это упражнение можно делать одновременно обеими ножками или поочередно.

Упражнение 4. Подводим ноги к животу и разводим в коленях в разные стороны, мысленно рисуя коленями две окружности. Это гимнастическое упражнение применяется не только для укрепления мышц ног, но и для профилактики дисплазии тазобедренных суставов.

Упражнение 5. Переверните ребёнка медленно на живот и поползайте с ним, подставляя свои руки под его ножки. Малыш должен отталкиваться. Долго он этого делать не сможет, т.к. будет упираться и тереться носом о пелёнку, это будет его раздражать, он может начать кукситься и заплакать. Пожалуйста, не пугайтесь, доделайте упражнение до конца, а потом возьмите на руки и успокойте. Такое ползание нужно делать раз 7 в день, по 2-3 отталкивания за 1 раз.

Упражнение 6. Выполняем один из вариантов ходьбы. Ребёнок находится под углом 45-60 градусов. Ножки упираются в вашу грудь или живот. При этом нужно говорить малышу: "Шагаем, шагаем…", постоянно хвалим ребёнка.

Помните, ребёнок чувствует вас, слышит ваш добрый, нежный, ласковый голос, видит вашу улыбку. Для него это очень важно. Он познаёт мир, а данное упражнение в виде игры ему нравится, и поэтому ребенок готов сделать шаг, а потом ещё и ещё…

Фото 2. Ева, 8,5 мес.

2

     
Так как ребенок находится под углом, то нагрузка на позвоночник незначительная и в этом положении вы можете свободно заниматься несколько минут.

Фото 3. Егор, 1,5 мес.

 3

Упражнение 7. Осуществляем лёгкие, качающие движения (вверх, вниз). Укрепляются мышцы шеи, живота, позвоночник, стабилизируется тонус мышц бедра и голени, укрепляется связочный аппарат голеностопного сустава.

Фото 4. Егор, 1,5 мес.

4

Особенность упражнения заключается в том, что малыша держим под меньшим углом, примерно 25-45 градусов (фото 3 и 4), тем самым будет снижена нагрузка на позвоночный столб. И для ребёнка это будет безопасно.

Упражнение 8. Если ребёнок в ваших руках чувствует себя комфортно и, самое главное, вы чувствуете, что малыш хорошо зафиксирован в руках, то можете провести вращательное движение правой руки ребёнка (фото 4). Затем аккуратно поменяйте свои руки (правую руку переведите под грудь ребёнка, левой рукой возьмите левую ручку малыша) и то же самое проделайте с левой рукой ребёнка.

Всем родителям рекомендую:

1) гимнастические упражнения делать над мягкой поверхностью;

2) не пытаться проделать упражнение 8 с ребёнком старше 5 месяцев. Это небезопасно! Так как с возрастом ребенок становится: а) крупней, б) тяжелей, кроме того, с каждым днём возрастает его двигательная активность.

Фото 5. Женя, 7 мес.

5

Для более качественного выполнения упражнения смотрите, чтобы малыш своим носочком левой ноги с усилием упирался вам в живот, а свободная нога сама сделает шаг. Затем сделайте такой же упор носочком правой ноги (фото 5).

Использование этих упражнений в комплексе с парафинотерапией, массажем, другими гимнастическими упражнениями (в том числе на мяче) и плаванием позволит вам быстрее избавиться от вставания вашего ребенка на цыпочки.
    
После этого вы можете приступить к ВОДНЫМ ПРОЦЕДУРАМ: 

1) Медленно опустите малыша в воду. Одна рука поддерживает под грудь, другая под подбородок. Хвалите, ласково разговаривайте с ним. Проплывите несколько кругов в ванне.

2) Затем медленно, аккуратно, не напугав ребёнка, переведите вашу руку с подбородка на подмышечную область, другую руку переместите из-под груди малыша на вторую подмышечную область ребёнка. Этот перехват проводите в воде, не поднимайте малыша над водой, тогда это будет безопасно и не обидно для ребёнка. После того как сделали перехват, пошагайте с малышом в воде. При этом повторяйте: "Шагаем, шагаем…" Говорите вашему ребёнку, какой он "умничка", "разумничка" и т.д.
    
Желаю здоровья вам и вашим детям!

]]>
Tue, 26 Apr 2011 13:41:00 +0700
Ребёнок заикается. Что делать? http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/zaikanie.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/zaikanie.htm Попытка выговорить слово может перейти в затяжной спазм, искривить лицо судорогой и заставить человека в течение целой минуты повторять: "с-с-с-с-с", прежде чем мучительно рождается "студент". Заикание проявляется то в большей, то в меньшей степени, временами совсем пропадает и по неизвестным причинам вдруг снова усиливается.
Так что же такое заикание, можно ли избавиться от этого недуга? С этими вопросами я обратилась к логопеду детского краевого психоневрологического диспансера Елене Николаевне БЛИЗНЕЦКОЙ.

-- Существует много теорий, объясняющих, почему люди заикаются. Какую из них вы считаете наиболее обоснованной?

-- Долгое время предполагали, что заикание -- это форма речевого расстройства. Поэтому занимались им в основном "голосовики" -- врачи "ухо-горло-нос" и логопеды. Но потом пришли к мнению, что заикание -- не дефект речи, а болезнь. Его стали рассматривать как специфический вид невроза, когда плавное течение речи человека прерывается мышечными судорогами, задержками дыхания и повторениями отдельных звуков. Этот симптом может быть выражен с разной степенью тяжести. Как и любой невроз, заикание сопровождается астенией, быстрой истощаемостью организма, повышенной утомляемостью, различными страхами. А с возрастом может привести к специфическим изменениям личности.
Неприятная особенность заикания в том, что оно очень трудно лечится. По статистике, не более 7-8% от общего числа заикающихся можно вылечить полностью; 3% из них поддаются излечению в подростковом и взрослом возрасте. Но наиболее успешно все-таки лечение в детстве.

БЕСЕДА НАРАСПЕВ

-- Как лечат заикание?

-- Раньше на Руси заикание лечили так. Выходили в поле или лес, singрасходились в разные стороны и кричали друг другу по несколько раз: "Ма-ма-а! -- "Са-ша-а!" Голос в полную силу подавался нараспев, и дыхание само собой налаживалось. Так и говорили: "Заикание надо выкричать". При пении, кстати, тоже никто не заикается. А сейчас самые традиционные методы лечения построены на том, чтобы научить больного хорошо и правильно говорить. Своим пациентам я даю специальные инструкции: "Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори -- медленно, плавно, спокойно". Так ребенок в течение 2-3 минут контролирует свою речь. А потом уже начинается более кропотливая работа. Учимся правильно произносить звуки, спокойно и ровно дышать, расслабляться, четко произносить каждую букву перед зеркалом.
Результат лечения в большей степени зависит от желания самого больного. У меня недавно лечился мальчик 14 лет с очень тяжелым заиканием. Оно передалось ему по наследству от отца. Мальчишка умница, все упражнения делал как полагается, выработал привычку говорить правильно, замедляя речь. И когда он пришел на повторный прием, то я была приятно удивлена -- ребенок разговаривал без запинки. А вот взрослому вылечить заикание труднее.

-- Что делать родителям, когда они заметили, что ребенок запинается на слове?

-- Заикание обычно возникает, когда ребенок только учится разговаривать. Если он повторяет звуки в словах более двух раз, например: "Я хочу п-п-п-пряник", то это уже повод для беспокойства, нужно сразу прийти к психиатру, чтобы он назначил медикаменты, которые бы погасили очаг возбуждения. Если заикание возникло резко, то очень важно выдержать режим молчания, изолировав ребенка от других детей. Свести до минимума разговоры. Загрузить его какими-нибудь настольными играми, сделать так, чтобы он эмоционально не перевозбуждался. В это время его нельзя утомлять разговорами, не стоит разрешать смотреть мультики и читать длинные сказки. Все это сказывается на нервной системе.

-- Как успокоить ребенка?

-- С ним обязательно нужно поговорить, сказать, что он такой же, как и все дети, что эти "запиночки" лечатся, что вы его все равно любите. Очень важно показать ребенку, что вы умеете слушать и терпеливо ждете, когда он закончит предложение. Не стоит его торопить, потому что во время медленного разговора ему будет легче концентрировать внимание на словах.

Picture2_1ГЛАВНОЕ ЛЕКАРСТВО - ЛЮБОВЬ

-- Возможно ли предупредить развитие болезни?

-- Меры профилактики, конечно, есть. Когда ребенок находится дома с родителями, то они должны разговаривать, четко проговаривая каждую букву, слово. Нужно пресекать попытки детей дразнить заикающегося ребенка, и не только по моральным соображениям. Передразнивание спазматически прерывающейся речи может перерасти в привычку разговаривать с заиканием. И, наконец, самое важное. Практически во всех случаях заикание -- следствие эмоционального напряжения. Оно может возникнуть в результате информационной перегрузки -- когда телевизор, компьютер, зоопарк и театр подаются в "одном флаконе" в течение выходного дня. Надо оберегать детей и от прямых психических травм.
Так же часто причиной тревоги становится "недолюбленность", когда малыш не получает материнской любви сполна. Такие дети растут не только у откровенно плохих матерей, но и рядом с хорошими мамами -- вернее, с теми, которые хотели бы быть хорошими, но не умеют насытить ребенка любовью, не знают, как это сделать. Поэтому, чтобы рассеять тревогу, нужно создать теплую и спокойную атмосферу. И родителям надо усвоить один очень важный принцип: не заиканием надо заниматься, а ребенком. Не конкретную болезнь лечить, а больного. Не смотреть каждый раз ребенку в рот со страхом, что он начнет заикаться, а любить его. Это главное укрепляющее средство. Ведь страшно не само заикание, а то, как оно патологически изменяет личность. Вот чего нельзя допускать.

Считается, что заиканием болеют люди с довольно высоким уровнем интеллекта. Среди заикающихся были Демосфен, Мольер, Диккенс, Наполеон, Бисмарк, Мэрилин Монро. Когда Дмитрия Певцова спросили, почему он не заикается на сцене, он ответил: "Я же не заик играю!"

Яна ВИЧИРКО

Газета "Вита-стиль" (Красноярск)

]]>
Fri, 19 Feb 2010 10:32:00 +0600
Кушать - кушай, но и врача послушай! http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/pitanie.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/pitanie.htm Раздел на форуме о питании

В детском хирургическом отделении № 1 20-й больницы Красноярска - в том самом, где делают операции по удалению аппендицита, - лежат и детки с различными заболеваниями пищеварительной системы: запорами, каловыми завалами, колитами. Подготовка к обследованию требует от мамы и ребенка недюжинной выдержки и терпения: клизмы-клизмы-клизмы, многодневное голодание (кишечник необходимо максимально освободить от пищи). Дорогие родители, готовы ли вы к таким испытаниям? Нет? Тогда кормите ребенка здоровой пищей! Часто именно здоровое питание позволяет избежать многих проблем. Это звучит банально, но именно здесь, в больнице, осознаёшь это с такой силой. Вот вроде бы и я s_1кормила своих детей хорошо и правильно. Но, оглянувшись назад, увидела столько огрехов в нашем питании…

О принципах правильного, здорового питания я побеседовала с врачом-проктологом Дмитрием Николаевичем СИПКИНЫМ.

- Дмитрий Николаевич, давайте сразу, как говорится, с места в карьер. Какие заболевания у ребенка могут быть вызваны неправильным питанием?

- Вы знаете, те проблемы, что раньше мы видели у людей пенсионного возраста, лет в 60, сегодня наблюдаем у детей в 5-6 лет. Это гастриты, дискинезии желчевыводящих путей, колиты, запоры. Большинство из них связано исключительно с неправильным питанием. Учитывая, какие продукты мы видим сегодня в наших магазинах, здоровое питание является в наше время большой, серьезной проблемой. Ребенок должен быть особой статьёй в семье. Родители не должны жалеть ни сил, ни времени, ни средств на качественное питание, иначе приходится расплачиваться потерянным здоровьем и иной раз многолетним лечением.

- По моим наблюдениям, в вашем отделении многие лежат с запорами…

- Да, запорами сейчас страдает каждый третий ребенок (если не больше). К проктологу ежедневно очередь огромная, палаты в отделении такими ребятишками постоянно заполнены. Так вот – чтобы этих проблем избежать, мама дома может предпринять рекомендации по питанию, которые на 70 % имеют успех. И тогда обращаться к проктологу, обследоваться не будет необходимости.

Иногда обращаются с детьми, которые по 7-10 дней не ходили в туалет. И родители им такое устраивают! Встречается и такая позиция у педиатров в поликлинике: если грудной ребенок 3-5 дней не ходил по-большому, говорят, что нужно ждать, не обращать на это внимания, ребенка же это не беспокоит. А это ведь очень страшно – каловый завал, каловая интоксикация организма, которая влияет на головной мозг, на почки, на печень.

Но не всегда запоры удается исправить питанием. Есть врожденные заболевания толстого кишечника, когда необходимо обследоваться и вовремя пролечиться, чтобы в будущем ребенок запорами не страдал. При соблюдении рекомендаций врача лечение обычно имеет успех.

- Расскажите, какой диеты должны придерживаться родители, чтобы у ребенка не было запоров?

- Это не следует рассматривать как именно диету. Слово это мы pitчасто употребляем в нашем лексиконе, но это совсем не значит, что ребенок будет находиться на изнуряющей, страшной диете. Это адекватное питание, сбалансированное для ребенка данного возраста, чтобы избежать каких-то проблем, но в то же время полноценное для роста, развития, для нормального обмена веществ.

Ребенок обязательно должен получать: мясо, курицу, рыбу, этого никто никогда не запрещал. Это должны быть продукты, которые готовятся дома, качественно, никакие полуфабрикаты для детей не должны использоваться. Ни производственные котлеты, ни колбаса, ни пельмени – полуфабрикаты, еще раз повторю, в питании ребенка не должны присутствовать. Это раньше, в 70-80-е годы, мы могли в магазине купить натуральные мясные сосиски и кормить ими ребенка на завтрак. В наше время это практически невозможно, мы знаем, какие компоненты там содержатся, и от этого можно получить гораздо больше проблем, чем пользы. Поэтому мясо – телятинку, говядинку, индейку, курочку – надо готовить в домашних условиях: в духовке, на пару или отваривать.

На гарнир мы рекомендуем использовать побольше овощей – тех, которые содержат грубую клетчатку. Это свёкла, морковь, капуста, тыква, кабачки, баклажаны, порей. Овощи могут быть: вареные, запеченные в духовке, тушенные на растительном масле, приготовленные в пароварке – любой вариант, который будет нравиться вашему ребенку.

Можно готовить овощные салаты. Рекомендуем заправлять их растительным нерафинированном маслом - которое пахнет семечками, либо с оливковым маслом – любой марки, но самым полноценным считается «Экстра вирджин», оно негорькое, дети его могут спокойно в салатах употреблять.

- Среди овощей вы не назвали картошку…

- Картошку можно и нужно готовить, она полезна, ее никто не отменял. Но по количеству – в чистом виде она должна быть на столе не каждый день. Наиболее правильно приготовленная – запеченная в духовке, отварная, картофельное пюре с добавлением молока и растительного масла. Суп же должен быть на столе у ребенка каждый день.

Каши при запорах мы рекомендуем тёмные – гречневую, овсяную, пшённую, ржаную. А вот белые каши - рисовую и манную - следует исключить, они не способствуют нормальной работе кишечника. Если же нет проблем с кишечником – их тоже ешьте смело. Лучше добавлять в каши отруби.

- Отруби? А где их можно купить?

- Пищевые отруби, грубая клетчатка продаются в аптеках, супермаркетах, в других торговых точках. Они идут как добавка к пище – могут использоваться в качестве сухих завтраков с кефиром, компотом, могут добавляться в тарелку супа, каши. На вкус они никак не влияют – ребенок даже не поймет, что вы что-то добавили. Но зато они способствуют работе кишечника: на их основе кишечник лучше сокращается, стул становится регулярным, и это намного полезнее, чем что-то другое давать.

- К вопросу о кашах. Я пробовала кормить детей разными кашами. Каши из коробок, помню, они есть отказывались, натуральные каши ели с удовольствием…

- Каши из коробок мы тоже не очень любим. Во-первых, это моментальное приготовление, достаточно залить кипятком - а это значит, зерно настольно обработано, что это вряд ли полезно. Мы рекомендуем брать те каши, которые требуют приготовления, полноценной варки (10-15 минут). Однако есть некоторые каши, разработанные некоторыми фирмами специально для улучшения пищеварения – они варятся, и это не фаст-фуд, который пользы не принесет. Каши быстрого приготовления в коробках, несомненно, удобны для мам, их можно использовать в дороге, в аэропорту, при переездах, но главное - не постоянно.

- Дмитрий Николаевич, у моих детей самая любимая еда – булочки, плюшки, ватрушки, тортики, пирожные. Магазинные булочки мы едим каждый день. Что вы посоветуете – лучше нам с этой привычкой расстаться?

- Каждый день, конечно, кормить ребенка булочками не следует. Но иногда, один-два раза в неделю, можно. Совсем ставить крест на продукте, который ребенок любит, уж не надо, но разумный подход и ограничения просто необходимы.

Вообще, хлеб, мучные продукты в большом количестве мы не рекомендуем. Лучше всего хлеб из муки грубого помола, с добавлением отрубей, обдирного зерна, а если печенье – то овсяное. Пельмени, вареники, белый хлеб, булочки, обычное печенье – всё это необходимо убрать из рациона или употреблять в пищу крайне редко, потому как всё это не способствует работе кишечника.

- А сладкое – в каких посоветуете количествах давать?

- Тоже в разумных. Мы всегда были тут на стороне ребенка и всегда говорили, что сладкое для него – радость. И никогда не говорили о том, что на 100 процентов надо исключить сладости. Но рациональное отношение родителей – на первом месте. Если у ребенка запоры, мы не рекомендуем давать шоколад - он крепит. Есть мармелад, желейные детские сладости, которые даже полезны для желудка. Но в разумном количестве. Никто никогда не говорил, что на 100 процентов надо исключить пирожные, торты. Но они не должны быть на столе постоянно, чтобы ребенок понимал, что это не является основным рационом его питания. Тот же самый торт ребенок может получить на какой-то семейный праздник, на выходные. Но это должны быть качественные продукты.

- Как насчет молока и молочнокислых продуктов?

- Из молочного предпочтение должно отдаваться молочнокислым продуктам. Их надо давать ребенку обязательно - как домашнего приготовления, так и магазинные. Лучше всего покупать местную продукцию – приготовленную на молочных комбинатах, расположенных в пригороде Красноярска («Биобаланс», «Милко» и другие). По данным Роснадзора, самые оптимальные продукты из молочных – это кефир и «Снежок» (кефир с добавлением сахара). Изготавливаются они по классической технологии с помощью нормализованной закваски, и в них не добавляют ничего лишнего - красителей, ароматизаторов, консервантов.

Но в списке употребляемых продуктов не должно быть ни йогуртов, ни детских творожков. От всего этого бывает больше проблем, чем пользы: отравления, кишечные инфекции, дети попадают в больницу. Транспортировка таких продуктов, допустим из Подмосковья, затруднена, везут их не сохраняя целостность упаковки, нарушая температурный режим и прочие условия. Поэтому об их качестве говорить не приходится.

Для детей младшего возраста самое лучшее, что мы видим, – это молочная кухня. Кефир, творог там делаются правильно, по классической технологии. И это самый лучший вариант. Кроме того, дома можно делать самим простоквашу из молока, например Агинского или другого молока местного производства. На сутки в теплое место – и будет прекрасная простокваша. Есть закваска «Нарине», ее тоже можно смело использовать. В кефир или простоквашу можно добавить ложку домашнего варенья, курагу, чернослив, и вы получите вкусный сладкий напиток, который ребенок с удовольствием будет пить, и он гораздо полезнее магазинных йогуртов.

- А что вы скажете про молоко, которое продают частники?

- Если это проверенный вариант, если есть заключение Роснадзора и ветеринарной службы о том, что скот в данном хозяйстве здоровый, то эту продукцию покупать можно. Такой документ является для частной торговли обязательным, и вы вправе его потребовать. Но молоко от домашней коровы для детей слишком жирное, оно бывает 5-6-процентным, поэтому его надо разводить пополам водой. А если же мы не совсем доверяем качеству молока, лучше его кипятить, потому что заболеваний, передающихся через коровье молоко, очень много. Есть особо опасные – бруцеллёз, например.

- Какие еще напитки, кроме молочнокислых, посоветуете давать детям?

- Обязательно – компоты из кураги, изюма, чернослива, яблок. Компот - это традиционный для России напиток, он очень полезен для работы кишечника. Курагу, чернослив, изюм можно отдельно кушать в течение дня.

Обязательно надо делать для детей натуральные соки. Магазинные соки, в коробках или стеклянных баночках, даже специально предназначенные для детского питания, мы не рекомендуем использовать ни в каком возрасте. Всё равно это соки производственного приготовления, куда добавляют и консерванты, и различные добавки, которые нежелательны (хотя на этикетке может быть написано обратное). Как бы там ни писали, что «без сахара» – сахар там всё равно присутствует. И чаще всего это восстановленный сок из сухого концентрата, который, может быть, и не нанесёт вреда, но польза от него сомнительная. Соки нужно делать самостоятельно, это легко – на обычной соковыжималке. Соки могут быть многокомпанентные – можно взять и яблоко, и грушу, и свёклу, и морковь. Всё это отжимается, но обязательно такой концентрированный сок разводится пополам водой – вот такой сок наиболее полезный.

- Не раз слышала и читала, что полезно пить воду утром натощак?

- Да, такое можно. Вообще, питьевой режим обязателен. Помимо тарелки супа, компота, сока, ребенок в течение дня должен пить обычную воду. Это может быть вода из-под фильтра, минеральная водичка без газа, кипячёная вода, обычная сырая вода. У нас в Красноярске, кстати сказать, из крана бежит хорошая, качественная питьевая вода, в ней нет микробов, бывают только проблемы с трубами, по которым она течет. Поэтому в зависимости от районов города мы иногда слышим жалобы, что вода плохая, грязная, жирная – это всё издержки качества водопроводов, а не самой воды.

Объем воды для детей разного возраста варьируется. Ребенка грудного возраста мы рекомендуем допаивать водичкой в несколько приемов между кормлениями. То же самое с более старшим ребенком – предлагать водички можно уже, например, с утра. Ребенок, проснувшись, может сделать несколько глотков отстоявшейся (с вечера) воды. Детям лет с трех можно ставить кувшин с водой, чтобы они сами в любое время могли наливать и пить. Можно делать морсы – из любых ягод, это очень полезно.

- А отвары из трав можно давать? Какие правила здесь необходимо соблюдать?

- Постоянно пить травы не следует. Стоит заметить, что сами по себе лекарственные травы – это не панацея, они обычно используются в комплексной терапии. Рекомендуем принимать их в более старшем возрасте, потому что к ним существует привыкание. К тому же сбор бывает горьким, и ребенок может отказываться его пить, а заставлять не надо. Слабительные травы – это сенна, крушина, они есть в составе сборов для желудочно-кишечного тракта. Детям такие сборы лучше давать коротким курсом, 10-14 дней, перерыв месяц, потом повторить. Но следует обязательно посоветоваться с врачом, т.к. любая трава – это лекарственное средство, и при неправильном ее употреблении эффект может быть противоположным.

- Дмитрий Николаевич, расскажите о питании ребенка в первый год жизни. Ведь для правильного формирования пищеварительной системы это очень важно…

- Организм ребенка, его кишечник предусмотрен для получения молока, предназначенного для него природой. Лучше грудного молока в первый год жизни для ребенка ничего нет. За исключением тех случаев, когда ребенок не может переваривать молоко, в этом случае его переводят на безмолочные смеси.

Учитывая наши климатические особенности: летом - жара, зимой - отопление и сухой воздух, - ребенка при грудном вскармливании надо допаивать еще и водичкой. Правила введения прикорма, которые расписывает педиатр, также необходимо соблюдать. Это важно для формирования здоровой пищеварительной системы. Но существуют индивидуальные рекомендации, связанные, например, с запорами.

- Что же это за рекомендации?

- Если у ребенка запор, введение прикорма должно быть раннее. Это обговаривается с проктологом либо с педиатром (педиатр не должен быть против введения раннего прикорма). Питание, которое будет введено на первых месяцах жизни - в три-четыре месяца, - будет стимулировать работу кишечника. Первые соки не должны быть фруктовыми (яблоко, например), это должны быть натуральные овощные соки - они стимулируют работу кишечника. Рекомендуем делать морковный, свекольный соки и вводить их начиная буквально с капли, избегая аллергических реакций, передозировки. Вначале каплю сока растворить в чайной ложечке водички, дать ребенку, обязательно посмотреть, чтобы аллергической реакции не было. И потом уже постепенно доводить концентрацию сока 50 на 50 - половина свежевыжатого сока, половина воды.

- Дисбактериоз, довольно частое нарушение, тоже может быть связан с неправильным питанием?

- К дисбактериозу отношение всегда было двойственное. Он может быть первичным, когда нарушается микрофлора кишечника, еще с грудного возраста. Здесь имеют значение санитарные условия, в которых находится ребенок, а также состав грудного молока матери, её питание. Так вот, если ребенок получает неправильное питание и присутствуют кишечные инфекции, то дисбактериоз может дать о себе знать в виде запоров, нерегулярного стула либо, наоборот, поноса, высокой температуры, гнойничковых заболеваний, снижении общего иммунитета.

Если это ребенок более старшего возраста, дисбактериоз может быть вторичным – то есть следствием тех же самых запоров, когда происходит хроническая каловая интоксикация, которая приводит к нарушению микрофлоры кишечника. Лечится это всё в комплексе, не надо поддаваться мнению, что мы вылечили дисбактериоз и со стулом стало всё хорошо. Корректируется питание, проводится курс лечения у проктолога. Анализ кала на дисбактериоз можно сдать в любой поликлинике, он более информативный, чем, скажем, капрология. Анализ этот делается в течение 10 дней, из него можно сделать заключение о состоянии микрофлоры. Есть патогенная флора, которая может пагубно проявляться при неблагоприятных условиях, при ослабленном организме, вызывая или запоры, или кишечную инфекцию, или другие проблемы.

- Дмитрий Николаевич, и последний вопрос: в каких случаях родители должны забеспокоиться и обратиться к специалисту? И куда обращаться?

- Если мама видит, что у ребенка стул нерегулярный – через 2-3 дня, то необходимо обратиться к педиатру для получения общих рекомендаций по питанию, режиму. Есть городские проктологи, которые принимают в 20-й больнице, они также дают рекомендации по питанию ребенка. И если не удается наладить стул питанием, то тогда необходима госпитализация для обследования.

Обязательно надо обратиться к врачу в случае кишечного кровотечения. Причин его может быть много: тугой стул, запор и трещина, полипы, кишечные инфекции, прием некоторых препаратов типа аспирина. Если же кровотечение повторяется, в этом случае необходимо делать колоноскопию – обследование кишечника изнутри.

Красноярский сайт, где родители могут выбрать альтернативную детскую хирургическую и консультативную помощь: http://www.med.scn.ru/

Проблемы (запоры, гастриты, любые заболевания желудочно-кишечного тракта) могут возникнуть как у детей грудного возраста, так и у более старших. Дети ведь могут самостоятельно покупать чипсы, газировку, булки, пирожки, пирожные, жвачку. А это всё нерациональное питание.

Если же у ребенка регулярный стул, нет болей в животе, нет крови, слизи в стуле, - значит, нет никаких причин обращаться к врачу. Надо просто соблюдать в семье принципы здорового, правильного питания.

Беседовала Наталья ТИМОФЕЕВА

В столовой детского хирургического отделения 20-й больницы есть своя "русская печка" :):

pit1

]]>
Tue, 20 Oct 2009 20:16:00 +0700
Пупочная грыжа: нужна ли операция? http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/gryzha.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/gryzha.htm Рассказывает Нина Андреевна АКСЁНОВА, врач-хирург детского хирургического отделения № 1 Красноярской 20-й городской больницы:

- Если пупочная грыжа не вызывает угрозы для жизни ребенка, если не беспокоит его, то оперируют ее не раньше 4-летнего возраста. А у малышей проводятся операции только в экстренных случаях – если начался воспалительный процесс, защемление кишки.

В ряде случаев пупочная грыжа проходит сама, без оперативного вмешательства. Но редко это происходит без родительских усилий – массажа и гимнастики, укрепляющих мышцы живота ребенка. Ведь одна из основных причин возникновения грыжи – это слабые мышцы живота.

Очень важно вовремя обратиться к врачу, опытному специалисту (в данном случае к хирургу) и получить от него рекомендации. Ведь каждый случай индивидуален, и могут возникать различные нюансы в лечении. В целом же, если грыжа небольшая и родители правильно и регулярно делают массаж животика и специальные упражнения, то, я вас уверяю, в 99 процентах случаев она «рассасывается» сама.

Не стоит обращаться к так называемым «бабушкам», крайне неправильно думать, что «лечение» у них поможет. Наоборот, к нам привозят после них детей c очень тяжелыми последствиями.

Если все же ваши усилия ни к чему не привели, то и это не повод для паники. Операции делаются опытными хирургами, кишка ушивается внутри, на нее накладывается аккуратный шов, так что снаружи, около пупка, потом ничего и не заметно.

Получить бесплатную консультацию по поводу пупочных грыж и других хирургических патологий вашего ребенка можно и в нашей 20-й больнице. Хирург и другие специалисты принимают здесь в будние дни с 9 до 10 часов. Вход – через приёмный покой (корпус детской хирургии). С собой надо иметь страховой полис и направление от педиатра.

Помните, дорогие родители, что своевременное обращение к врачу может сохранить здоровье и даже спасти жизнь вашему ребенку! Здоровья вам и вашим детям!

Беседовала Наталья ТИМОФЕЕВА

Консультация ДЕТСКОГО ХИРУРГА и ПРОКТОЛОГА Дмитрия Николаевича Сипкина на форуме.

 

]]>
Tue, 20 Oct 2009 19:55:00 +0700
Если ребёнок побывал в больнице http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/bolnica.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/bolnica.htm Как бы мы ни берегли наших детей, от попадания в больницу не застрахован никто. И заботливым родителям стоит заранее знать о последствиях так называемой «больничной психотравмы».

Для меня долгие годы оставалось загадкой, почему моя дочь Кристина в раннем детстве боялась людей. Она даже к близким родственникам не шла на руки, а если на нее слишком пристально, как ей казалось, смотрели посторонние, начинала судорожно рыдать. При одном виде белого врачебного халата с Кристиной случалась истерика. Да что там врачи! На новогоднем утреннике дочь испугалась Деда Мороза. Когда тот сделал всего лишь шаг по направлению к ней, она закричала так, что чуть не сорвала праздничное представление. По ночам ей снились кошмары. Я это поняла позже, тогда дочка была совсем маленькой и не могла объяснить вразумительно, почему она вдруг закатывается плачем и кричит без остановки минут пять, не слыша обращенных к ней утешительных слов и никого вокруг не замечая.

Я уже всерьез задумывалась обратиться к психоневрологу, но до этого дело не дошло. Примерно к четырем годам характер Кристины резко переменился, и она превратилась в веселую общительную девочку. Странности исчезли, как и не бывало. Вспоминая о них, я только диву давалась: откуда что бралось... И только спустя несколько лет узнала о так называемом «детском госпитализме».
Оказывается, если ребенок в раннем возрасте проводит некоторое время в больнице без матери (а моя дочь несколько недель после рождения находилась в больнице), у него, как правило, возникают ночные кошмары, беспричинный страх, боязнь чужих людей, стремление к одиночеству.

Казалось бы, какая разница новорожденному младенцу, где и с кем быть в первые месяцы жизни? Ведь он почти все время спит. Уход в больнице, где лежала дочь, был вполне приличный, детей вовремя кормили, пеленали, делали разнообразные процедуры. Но крохотному несмышленышу необходим контакт с близким человеком, та самая материнская любовь, которую даже самая добросердечная медсестра не сможет ему дать.

Нехватка положительных эмоциональных контактов сильно травмирует ребенка, и он пытается компенсировать их разными доступными ему средствами. Например, инстинктивно начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - длительное раскачивание. Кристина часами качалась на качелях. Конечно, качели любят все дети, но обычно они немного покачаются и слезут, дочка же раскачивалась по несколько часов подряд, и отвлечь ее было невозможно.

Рано или поздно такие симптомы «госпитализма» проходят, но иногда (пример - моя дочь) они могут проявляться в течение нескольких лет.

ЭТО НЕ КАПРИЗ

Странности в поведении ребенка, попавшего в раннем возрасте в больницу, не надо считать капризом. Когда он вернется, не спешите перевоспитывать его: отучать от рук или прятать соску-пустышку. Наоборот, таких детей нужно чаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая тихие и ласковые слова. Им, как воздух, необходима тесная физическая близость с родителями, причем гораздо более продолжительная, чем другим детям.

Эмоциональные травмы первых месяцев жизни оставляют очень
глубокий след в душе ребенка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне ребенок их не помнит, но, попав в сферу бессознательного, младенческие впечатления властвуют над ним, определяя его поведение.

И если мама по натуре - человек излишне рациональный, скупо выражающий свои чувства, то болезненные симптомы у ребенка усугубятся. Годам к четырем у него могут появиться не только поведенческие отклонения, но и физические недомогания, заикание или энурез. Такой ребенок будет общаться лишь с близкими, а с чужими упорно молчать, производя впечатление немого, - это так называемый «избирательный мутизм». Самое главное лекарство в данном случае родительская любовь и ласка.

ЧТОБЫ НЕ ИСПЫТЫВАТЬ ОБРЕЧЕННОСТИ

Для детей старшего возраста отрыв от матери менее болезненный, но все равно, если есть возможность полежать в больнице вместе с ребенком, не упускайте ее. Не тешьте себя мыслями, что ему достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего бывает по вечерам, когда стихает дневная суета и ребенка начинают одолевать тревожные мысли. Хорошо еще, если медсестра, услышав всхлипы, подойдет к ребенку и погладит по голове. Но скорее всего, набегавшись за день, она раздраженно прикрикнет: «Да перестань ты реветь, и так голова болит!»

Больной человек особенно уязвим, а тем более ребенок. Кроме того, в пять-шесть лет дети обычно начинают бояться смерти. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. Получается, что в критический момент, когда ребенку особенно нужна поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным, томясь от мучительного страха.

Образ взрослого у ребенка претерпевает в больнице качественные изменения, ассоциируясь с разными неприятными и болезненными процедурами: уколами, промываниями ран, перевязками. Взрослые начинают восприниматься как потенциальные носители угрозы. И этот факт тоже должен учитываться родителями.

Сколько раз приходилось слышать: «Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу не пожаловался, что ему в больнице плохо. И ни разу не попросил, чтобы его поскорее забрали». А у ребенка - либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки - расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость. Что же касается того, что он не просится домой...

Есть одно слово, точно отражающее душевное состояние многих детей, попавших в больницу. Это обреченность. Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому очень опасное. Поселившись в душе ребенка, обреченность оставляет трудноизгладимый след, заставляет страдать от тоски, одиночества, страха, несмотря на то что из-за гордости ребята, особенно мальчики, далеко не всегда в этом признаются.

ОСТОРОЖНО: БАБА ЯГА!

Чтобы развлечь ребенка в больнице, родители часто читают ему сказки. Но к выбору книг необходимо относиться с повышенным вниманием. Например, в обычной жизни дети 5-7 лет уже не боятся Бабы Яги. Но в больнице этот образ может вызвать у них страх и ночные кошмары. В сказках, которые вы будете рассказывать или читать ребенку, не должно быть страшных персонажей, вроде Людоеда, Кощея Бессмертного, разных призраков или разбойников. Также лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха, и уж тем более не читать сказки братьев Гримм, в которых встречаются странные родители, которые оставляют своих детей в лесу на ночь одних.

В больнице ребенок и так чувствует себя брошенным. Иногда ребята постарше запугивают малышей, что родители оставили их в больнице навсегда. Поэтому лишнее напоминание, даже в образе сказочных персонажей, может не на шутку взволновать и травмировать психику ребенка. Выбирайте только те сказки, где сюжеты веселые и забавные.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Многие родители замечают, что их дети возвращаются из больницы какими-то «заторможенными». Такая заторможенность, безэмоциональность - верные признаки того, что ребенок пережил психическую травму. В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если он не поддерживает вашей попытки вступить с ним в контакт. В теплой домашней обстановке он понемногу отойдет, его душевные силы начнут восстанавливаться.

Однако, настрадавшись, ребенок может и ожесточиться. Поэтому некоторые дети, вернувшись из больницы, начинают проявлять немотивированную агрессивность. Разумеется, не следует позволять ему дерзить или распускать руки, но на первых порах не надо заострять внимание на его выходках. Важно создать в доме обстановку уюта и комфорта, радости и покоя, и агрессивность постепенно сойдет на нет.

Дети, побывавшие в больнице, нередко ведут себя, как маленькие. Шестилетний ребенок вдруг начинает проситься «на ручки», отказывается самостоятельно одеваться и т.д. Родители считают такое поведение капризом и начинают «воспитательную работу». В действительности подобные реакции типичны для детей, переживших психическую травму. В психологии это явление называется «психический регресс» - то есть возвращение назад. Поэтому претензии родителей, что «ты уже взрослый и веди себя по-взрослому», только еще больше ранят и ожесточают ребенка. Лучше дайте ему эту возможность - побыть маленьким.

КУКОЛЬНЫЙ ДОКТОР

Мощное средство психологической разгрузки и психологической коррекции для детей - это игра. Проигрывая разные ситуации, ребенок «проживает» их и учится правильно реагировать, менять свое поведение. Даже в самой больнице можно затеять игру в «кукольного доктора», на роль которого сгодится любая симпатичная игрушка.

Мой младший сын Феликс, например, очень любил Смешилку - забавного тролля, «утешавшего и ободрявшего» его перед операцией, «уговаривавшего» не бояться уколов, принимать невкусные таблетки.
Этого тролля я всегда приносила с собой. Он «беседовал» с сынишкой, «брал с него обещание» не скучать и не бояться, а затем отправлялся ко мне в сумку. А вот плюшевый мишка с солидным именем Михаил, которого трехлетний Феликс выиграл, участвуя в викторине, дневал и ночевал с ним в палате. И когда я навещала сына, мишка «рассказывал» нам с троллем обо всех переживаниях Феликса. Говоря от имени куклы, сынишка раскрывался и изливал душу. Таким образом я узнавала многое из того, что при простом общении ребенку рассказать было бы трудно.

Когда ребенок вернется домой из больницы, на какое-то время воздержитесь от обсуждения больничной темы, а затем воспроизведите травмирующую ситуацию в виде игры. Играть «в больницу» можно только тогда, когда ребенок не будет противиться игре. Для начала «назначьте» больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и «в людей», но изменив ситуацию на противоположную: пусть в больницу «положат» кого-либо взрослых, а ребенок будет «навещать его», приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.

И только потом можно попробовать сделать главным героем игры не взрослого, а самого ребенка. Но при этом фиксироваться надо не столько на сострадании, сколько на положительных моментах пребывания в больнице.
-- Да что ж там хорошего? - возмутится ребенок.
-- Как что? - возразите вы. - Больному приносят всякие вкусности, дарят подарки, выполняют все желания. А главное, все считают его храбрым, смелым, завидуют его умению стойко выносить боль. После таких игр ребенок совсем иначе будет относиться и к самой больнице, и к походу в поликлинику, и к необходимым прививкам, он даже будет гордиться, что прошел «испытание на взрослость».
 
Татьяна ШИШОВА,
кандидат педагогических наук, психолог



«Будь здоров!», № 2, 2006

]]>
Wed, 05 Mar 2008 22:17:00 +0600
Памперсы для мальчиков http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/pampersy.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/pampersy.htm Валентина Кучерова, педиатр:

Бытовые удобства, предлагаемые цивилизацией, хороши тем, что помогают экономить силы и время. Но за комфорт порой приходится расплачиваться здоровьем.

Пересев на автомобиль, люди стали меньше двигаться, просиживая часами за компьютерами, портят зрение. У применения памперсов тоже есть оборотная сторона. Избавляя мам от изнурительной стирки подгузников и пеленок, они создают тепличный эффект для половых органов мальчиков. Производители памперсов уверяют, что это совершенно безвредно, поскольку репродуктивную функцию яички начинают выполнять не раньше чем через два десятка лет. А вот исследования ученых, напротив, указывают на то, что под воздействием высокой температуры у мальчиков уже во младенчестве может развиться дисфункция яичек, которая чревата негативными последствиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, мужчины теряют 30% потенции именно в первые годы жизни.

Природа не случайно предусмотрела расположение яичек снаружи - для нормального процесса образования спермы требуется более низкая температура, чем температура тела. (Интересно, что у некоторых мелких животных, в частности грызунов, семенники находятся в брюшной полости, но в брачный период опускаются в наружную мошонку, чтобы подвергаться воздействию холода.)

Для девочек применение памперсов не так опасно, надо только почаще менять их и время от времени оставлять малышку раскрытой, чтобы не возникало опрелостей. А мальчиков не стоит держать в памперсах долго. Как можно чаще снимайте их, а если приходится надевать памперсы на время длительной прогулки, не забывайте, возвратившись домой, устроить малышу воздушную ванну. А кроме того, закаляйте его половые органы прохладными обтираниями.

"Будь здоров", 2006 г., № 2

]]>
Wed, 29 Aug 2007 18:37:00 +0700
Энурез с психологической точки зрения http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/enurez.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/enurez.htm "Мне снилось, как будто я поливальщик, -- рассказывает 8-летний Миша, -- светит солнышко, я хожу и поливаю из лейки цветочки, как летом на даче. А когда я проснулся..." Тут Мишина мама, опуская глаза, продолжает. "А когда он проснулся, постель оказалась мокрой. И так почти каждую ночь".

Ночное недержание мочи, или энурез, -- явление действительно нередкое. По статистике, им страдает около 13 процентов дошкольников и примерно 8 процентов школьников, причем с мальчиками это случается в 4-5 раз чаще, чем с девочками.
Не будем касаться случаев, когда энурез обусловлен органическими или физиологическими нарушениями. Попробуем подойти к проблеме с другой стороны -- психологической.

Существует теория, согласно которой все невротические симптомы (и энурез в том числе) "выгодны" прежде всего самому пациенту. На сознательном уровне он может ощущать душевный дискомфорт и стремиться всеми силами избавиться от него, но на уровне подсознания сохранение отклонения для него -- единственно возможный способ поладить со сложившейся неблагоприятной ситуацией. Понять, чем же это выгодно, зачем пациенту (в данном случае ребенку) держаться своего недуга -- значит наполовину справиться с недомоганием. В самом деле -- чем маленькому человеку может быть "полезен" энурез? Возможны разные варианты.

* Ребенок страдает от недостатка внимания со стороны матери. Довольно обычная ситуация: родители работают, делают карьеру, и ребенок не вписывается в их насыщенную деловыми событиями, сугубо взрослую жизнь. Его отдают на попечение няни или бабушки. Дети же в больших семьях волей-неволей предоставлены самим себе -- мама физически не может уделить достаточно времени каждому из них. В подобных обстоятельствах энурез выступает как идеальный способ привлечь к себе внимание.

* Возможен обратный вариант: родители буквально растворяются в ребенке, исполняют любые его прихоти, но при этом чрезмерно опекают его. Такая ситуация обычна в семьях, где ребенок воспитывается только мамой (или мамой и бабушкой); где малыш -- единственный свет в окошке (например, для пожилых родителей); а также в семьях, переживших трагедию (смерть отца или другого ребенка), или там, где честолюбивая мама всеми силами пытается вырастить из маленького тихони Эйнштейна или Спивакова. В этих ситуациях энурез служит средством разрядки.

* Третья возможная ситуация -- через энурез ребенок пытается помирить родителей. Где, как не у постели плачущего сына, сойдутся вместе испуганные родители? Что, кроме общей тревоги, соединит их вновь?

* Существует еще один вариант объяснения "нужности" энуреза -- он помогает в ситуации, когда ребенок пережил психическую травму, или просто нервная система малыша настолько слаба, что не может справиться с обычной для детей его возраста нагрузкой. В этих случаях ночное недержание служит механизмом, выпускающим пар из "котла", напряжения, предохраняя неустойчивую детскую психику от взрыва (срыва).

В 98 случаях из 100 энурез проходит сам по себе (правда, не скоро -- годам к 16-18). Принимая во внимание, так сказать, "выгодность" симптома, невольно задаешься вопросом: а стоит ли лечить энурез? "Какие могут быть сомнения, -- скажут одни. -- Стирки-то сколько, мальчик переживает, в гостях на ночь не останешься..." "Зачем зря дергать и себя, и ребенка?" -- возразят другие. Как ни крути, но вывод все-таки однозначен: мокрая постель -- проблема родителей, но если заглянуть чуть глубже, понимаешь: это не только проблема, но и ваш шанс, дорогие мамы и папы. С помощью мокрых простыней ребенок находит способ сказать вам, что не все гладко в ваших отношениях. И это великое благо! Сколько родителей узнают о трещине в отношениях с детьми, когда она превратилась в пропасть и уже невозможно перешагнуть через непонимание: самые близкие успели стать чужими друг для друга.

...Ваш маленький капитан будет плавать только посуху и просыпаться только с улыбкой, если твердо знает: он такая же громадная и неотъемлемая часть вашего существования, как и вы -- его собственной, такой хрупкой пока что жизни.

Ольга ЯКИМЧУК

Газета "Вита-стиль", Красноярск

]]>
Fri, 27 Apr 2007 13:11:00 +0700
Доктор с чёрной гривой! Иппотерапия http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/ipoterapija.htm http://www.yarmama.ru/children/zdorovie/ipoterapija.htm Адрес центра иппотерапии: Красноярск, ул. Стасова, 12, конеферма Аграрного университета.

"Сегодня мне хотелось плакать или смеяться… Я  ехал верхомLoshady_1 на лошади, расслабился под мерный шаг умного животного. Инструктор сказал: "Теперь поворачивай!" Как? Для этого нужно натянуть повод и легонько направить лошадь с помощью ног. Я никогда не мог двигать ногой вправо. Но я попробовал. И впервые в жизни движение получилось! Этого оказалось достаточно - лошадь послушно повернула, как будто угадала мои мысли. А когда я сошел на землю, она ткнулась мне в руку теплыми губами".

Вове одиннадцать лет. У него церебральный паралич. С самого детства он знает, что такое боль и терпение. Нескончаемые коридоры больниц, процедуры, невозможность бегать и прыгать: чувство, что ты не такой, как все. Несмотря на это мальчик обаятельный и открытый - с солнечной улыбкой. Возможно, внутреннюю силу помогла сохранить ему мама Любовь Александровна.

- Поначалу у нас была надежда на "доброго дядю", - говорит она, - казалось, что вот сейчас кто-то придет и нам поможет, принесет здоровье на блюдечке.

"Добрых дядь" было множество, предлагали "гарантированные" методики, "уникальные" препараты. Все это за больше деньги и без видимого эффекта. Когда Вове исполнилось семь лет, ему сделали операцию - врачи обещали, что из больницы он выбежит вприпрыжку. Однако после вмешательства медиков стало только хуже.

Тогда Вова и мама поняли, что бессмысленно ждать всю жизнь помощи от других. А добиться улучшений можно, только если работать самим, бороться с болезнью. Такая возможность появилась у Вовы, когда он пришел в Красноярский центр иппотерапии.

"Иппотерапия" означает буквально "лечение лошадьми" или "Лошадь, которая лечит". А по-научному это верховая езда как способ реабилитации детей с ограниченными возможностями. Метод, который кажется нетрадиционным и странным, на самом деле - один из древнейших. Еще Гиппократ говорил: "Посадите раненного на коня, и он быстрее выздровеет". Возможно, благодаря таким методам, великий целитель и получил свое имя, в переводе Гиппократ - доктор-лошадь.

В крытый конный манеж Красноярского государственного аграрного университета наполнен свежим морозным воздухом из березовой рощи. Девушка-инструктор водит по кругу кобылу Мельпомену, на которой сидит мальчик. По команде пациент медленно, но уверенно поворачивается и делает физические упражнения.

"Расслабься, - как будто бы говорит своему пациенту Мельпомена. - Я очень спокойная. Медленно шагая, я буду массировать твои мышцы, убирать чрезмерное напряжение, которое лишает тебя подвижности. Твои ноги укрепятся, ты станешь сильнее. Если тебе плохо, я убаюкаю тебя своим шагом, медленным покачиванием, согрею своим теплом".

Как говорит руководитель центра Татьяна Черняева, с лошадьми могут работать только добрые люди, других мудрые животные к себе не подпускают.

Татьяна Борисовна, коренная горожанка, заболела конным спортом в детстве. Грациозные скакуны ее покорили. Увлечение переросло в профессию. А однажды помогло наезднице восстановить собственное здоровье. Женщина перенесла тяжелую операцию, врачи вынесли приговор: медицина бессильна, инвалидность на всю жизнь. Через месяц после операции Татьяна вскарабкалась на лошадь. Было больно тяжело, но она продолжала тренироваться, и вернула себе здоровье. Другое происшествие - ребенок Татьяны родился с травмой. Врачи говорили - не будет ходить. И тут помог проверенный метод. Благо, что работала она на ипподроме и могла заниматься с лошадьми хоть круглосуточно. Множество сеансов иппотерапии помогли восстановить здоровье юному сибиряку.

Собственный опыт обретения здоровья и любовь к лошадям вылились в идею создать центр иппотерапии в Красноярске. На помощь пришел ректор аграрного университета Николай Цугленок, который разрешил пользоваться манежем, выделил лошадей. Вначале здесь занималось около двадцати детей с церебральным параличом и нервными расстройствами, но со временем количество возрастало. Гуманный проект нашел поддержку и у городских властей --Центр иппотерапии несколько раз выигрывал гранты, которые помогли ему развиваться, создавать летние выездные лагеря для детей с ограниченными возможностями. Маленькие наездники в костюмах даже выступали на нескольких городских мероприятиях - представляете, какое счастье для тех, у кого в жизни было так мало праздника.

 Одна из важнейших задач центра - сформировать у детей и родителей активную жизненную позицию. Многие родители приходят отчаявшись, опустив руки, но видя, какие перемены происходят с детьми, меняются, расцветают. С энтузиазмом помогают, делают ремонт. Для них Центр иппотерапии - тоже своего рода лекарство. От безнадежности и апатии их лечит надежда.

Екатерина ЩЕРБАКОВА

]]>
Thu, 22 Feb 2007 08:03:00 +0600